Задачи, средства и методы, особенности методики

Основные задачи ЭЗС. На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается ито­говый целевой результат – формирование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Этим, однако, не исчерпывается весь смысл дости­гаемой цели. Она состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения дейст­вием, необходимый для эффек­тивного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совершенствования в двигательной деятельности. Основные задачи здесь заключаются в следующем:

Þ довести процесс освоения всех сторон действия (ориентиро­вочной, собственно ис­полнительной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык;

Þ обеспечить необходимую степень стабильности и вариатив­ности двигательного на­выка, надежности и экономичности техники действия;

Þ гарантировать необходимое соответствие между техниче­скими характеристи­ками движений и уровнем развития двигательных качеств (способно­стей) применительно к условиям эффек­тивного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности.

Реализация пере­численных задач связана с существенными преобразованиями как ООД, так и механизмов непосредственного управления движе­ниями. ООД в этой стадии формирования действия как бы сверты­вается часть «опорных точек», на которых ранее концентриро­валось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что, однако, не исключает возможности вновь брать их под со­знательный контроль, коль скоро этого требуют обстоятельства), закрепляется динамическая стереотипия в построении движений, действие автоматизируется в определенных операциях и вместе с тем остается целенаправленным.

Как отмечалось, процессы превращения двигательного умения в навык внут­ренне противоречивы. Если нарушается мера в соотношении стереотипности и вариатив­ности, осознанности и автоматизированности движений, формируемый навык оказывается неполноценным. Решая указанные задачи, необходимо, следовательно, обеспечить целе­сообразное соотношение этих различных сторон навыка, с тем, чтобы он был стабильным и динамичным, в достаточной степени автоматизиро­ванным и вместе с тем вполне управ­ляемым разумом. Не менее важно обеспечить становление навыка в единстве с совершен­ст­вованием двигательных качеств, требующихся для эффективного выполнения действия. Это значит, что процесс обучения действию на рассматри­ваемом этапе необходимо особенно тесно сочетать с воспитанием двигательных способностей, чтобы гаран­тировать надежность и вариативность техники движений наряду с заданным уровнем результативности действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: