Средства и методы, особенности методики. Целевая установка – завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив законченное освоение его как в деталях

Целевая установка – завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив законченное освоение его как в деталях, так и в целом.

Основные задачи ЭУР:

Ø оптимизировать ООД, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах;

Ø усовершенствовать технику выполнения действия, обеспечить точность движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

Ø повысить эффективность самоконтроля, добиться целесообразной коррекции действия по ходу выполнения.

Средства и методы углубленного разучивания ДД:

Соотношение средств и методов обучения действиям на втором этапе существенно изменяется. Доминирующее место занимает практическое воспроизведение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия для избирательной отработки деталей техники применяется в норме на втором этапе лишь как вспомо­гательный методический прием, поскольку связано с отступлением от формируемой целостной структуры движений. По мере закрепления техники действия наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определенные разновидности вариативного упражнения, при этом направленно изменяются лишь условия его выполнения и детали техники при точно заданных пределах варьирования - прыжки на разной высоте с варьированием усилий в отталкивании или частичном изменении способа преодоления планки и приземления, бег по опорной поверхности, выполнение подъема на снаряде в связке с освоенным ранее элементом и т.д. В числе речевых методов обучения движениям практикуются методы развернутых знаний о способах эффективного выполнения упражнения и путях его совершенствования (детализированное объяснение, аналитический разбор выполнения операций и т.д.) в сочетании с методами самостоятельного приобретения знаний обучаемыми и углубленного их осмысления (самостоятельная работа с текстовыми источ­никами, взаиморазъяснения, анализ-«проговаривание» ООД во внешнеречевой и внутреннеречевой формах и т.д.). Шире, чем на первом этапе, используются и методы идеомоторного упражнения (визуализации). Они играют боль­шую роль в уточнении представлений о действии и его фактиче­ских параметрах. На втором этапе не утрачивают своего значения средства и методы обеспечения наглядности, аппаратурные и другие технические средства обучения. Демонстрация действий приобретает избирательный характер, проводится в единстве с углубленным анализом механизмов техники действия, на которых концентрируется внимание с помощью наглядно-демонстрационных средств (анализ соответствующих фрагментов кино- и циклограмм, графических и других наглядных пособий, моделирование фрагментов действия на муляжах и т.д.). Дополнительные ориентиры, которые использовались на первом этапе, постепенно выводятся из обстановки действия, чтобы приблизить эти условия к естественному выполне­нию. Постепенно устраняется и облегчающая физическая помощь, в том числе посредством механических устройств. Для уточнения ООД, повышения степени точности движений и совершенствования их общего ритма используются те же, что и на первом этапе, технические средства направляющего и корректирующего назначения (свето- и звуколидеры, электромишени, тренажеры, предметные ориентиры, задающие параметры движений, и т. д.), а также средства и методы срочной информации о параметрах движений.

Определяющие черты методики. Пути дальнейшей отработки ООД.

Уточнение ООД во второй стадии формирования двигательного умения обеспечива­ется в результате пополнения, углубленного осмысления и практического уяснения кон­кретных знаний и представлений об «опорных точках», механизмах и условиях его вос­произведения в целом и с избирательным вычленением деталей. «Опорные точки» при этом не только являются предметом углубленного осознания, но и все более обогащаются реальными сенсорными образами с повышенным удельным весом мышечно-двигательных восприятий, представлений. «Темное мышечное чувство» на этом этапе разучивания дей­ствия постепенно все больше становится «высветленным» и играет все возрастающую роль в непосредственном управлении движениями.

Одна из типичных черт методики углубленного разучивания действия — постепен­ное усложнение заданий по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый те­кущий момент времени, динамичное, опережающее подключение внимания на очередные «опорные точки» в процессе действия. Если на первом этапе с трудом удается, выполняя движения, контролировать хотя бы по одной «опорной точке» в каждый текущий момент времени, то по мере упрочения ООД становится возможным удерживать в сфере внима­ния одновременно несколько «опорных точек», контролировать и регулировать с опорой на них основные моменты действия. Этому способствует как многократное его воспроиз­ведение по факту, так и «идеомоторная визуализация упражнения», а также речевое опи­сание с преднамеренным ускорением операций при мысленном их воссоздании.

Совершенствованию ООД способствует и выполнение так называемых контраст­ных и сближаемых заданий, связанных с уточнением «опорных точек» и параметров со­вершаемых движений. Например, при разучивании броска мяча по баскетбольному кольцу контрастное задание заключается в поочередном выпол­нении бросков с резко не­одинаковых расстояний (к примеру, с 5 и 8 м), при сближении же заданий разница в рас­стоянии постепенно сводится на нет (например, броски с 7 и 5 м, 6,5 и 5,5 м, 6 и 5,5 м). Хорошо методически оформленное приме­нение таких заданий, как свидетельствуют прак­тический опыт и экспериментальные данные, помогает добиваться весьма тонких мы­шечно-двигательных дифференцировок, а в связи с этим и высокой точности движений. Аналогичную роль может играть направленное варьирование предметных и других внеш­них условий выполнения действия (бег в гору и под уклон, прыжки через планку различ­ной высоты, метание мяча из кругов различного диаметра и т.д.).

В числе методических подходов и приемов уточнения ООД на рассматриваемом этапе эффективными являются и такие, как выполнение действия в усложненных условиях сенсорного само­контроля. Например, ведение упражне­ний, при которых ограничивается или полностью исключается зрительный самоконтроль (с помощью специальных очков с огра­ничителями, повязок и других приспособлений), повышает требования к функциям проприорецептивных анализаторов движений и в результате (при выполнении затем дей­ствия в обыч­ных условиях) достигается более совершенное управление дви­жениями. Вме­сте с четко сформированной программой дей­ствия ООД в его основном варианте она должна включать и определен­ные вариации программы, рассчитанные на различные ус­ловия выполнения действия.

Регламентация режима упражнений. Частота занятий на втором этапе разучива­ния действия в массовой практике обучения оста­ется обычно такой же, как и на первом этапе. Вместе с тем, в спортивной тренировке и других случаях углубленного разучивания действий (производственная физическая культура) она увеличивается. В рамках отдель­ных занятий общий объем и интенсивность нагрузки, частота упражнений возрастают. Число повторений действия в пределах отдельного занятия может достигать на втором этапе значительных величин, зависящих, от координационной сложности и других осо­бенностей разучиваемого действия. Так, если оно не связано с большими затратами физи­ческих и психических сил (например, элементарные гимнастические упражнения без сна­рядов, сравнитель­но простые акробатические упражнения), оправдано многократное се­рийное воспроизведение его с десятью и большим числом повторений в каждой серии. Если же действие отличается высокими требованиями к выносливости, координационным и (или) другим двигательным способностям, оправданное число его повторений, естест­венно, будет не столь значительным. Во всех случаях число повторений нужно регламен­тировать, исходя из того же основного критерия, что и на первом этапе, — отсутствия ошибок: как только ошибки начинают устойчиво воспроизводиться в ходе упражнения и их не удается избежать, необходимо ограничить число повторений или прекратить упраж­нение в рамках данного занятия.

Интервалы отдыха между повторениями в принципе тоже необходимо регламенти­ровать по тем же критериям, что и на первом этапе: интервалы должны быть достаточ­ными для восста­новления оперативной работоспособности до уровня, позволяющего без­ошибочно выполнить очередную попытку (или серию попыток), и вместе с тем не слиш­ком большим, чтобы не исчез положительный эффект предшествующей работы. В рамках отдельного занятия этим требованиям обычно соответствуют интервалы продолжитель­ностью от 1 до 5 мин. (если повторяют относительно кратковре­менное действие или се­рийно воспроизводится сравнительно простое упражнение).

Предупреждение и устранение ошибок; контроль. Главное, что позволяет избе­жать ошибок на этом этапе обучения действию, квалифицированное воплощение изло­женных положений методики его углубленного разучивания. К числу сравнительно часто допускаемых здесь ошибок относятся следующие.

1. Расхождения между пред­ставлениями о действии и индивидуальным двигатель­ным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. Эти рас­хождения могут относиться к деталям ООД, отдельным «опорным точкам», к тем сторо­нам выполнения дей­ствия, которые связаны со сложившимися двигательными автома­тиз­мами. Причиной расхождений может быть несоответ­ствие между фактическими парамет­рами совершаемых движений и их субъективным отображением в сознании исполнителя. Пути устранения такого несоответствия систематическое сопоставление инструкции по ООД, представлений об ООТ и регистрируемых данных о фактических параметрах со­вершаемых движений, что обеспечивается, в част­ности, посредством регулярного прого­варивания своих представ­лений о тех или иных «опорных точках» под контролем и с кор­ректировочными замечаниями преподавателя, который использует при этом, разумеется, и данные объективной регистрации пара­метров движений.

2. Нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий. Хотя форми­руемое двигательное умение на втором этапе меньше поддается отрицательному влиянию утомления, чрезмерно большое число повторений, завышенный общий уровень нагрузок, нерациональное чередование их с отдыхом, очень большие интерва­лы между занятиями могут быть причинами существен­ного ухудшения качества действия. Пути предупрежде­ния такого года нарушений очевидны: нужно соблюдать указанные правила целесообраз­ной регламентации режима упражнений.

3. Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напря­жений. На этом этапе сохраняет свое значение правило выполнять действие на контро­ли­руемых скоростях и с контролируемой степенью силовых напряжений. Нарушение этого правила — чрезмерное форсирование скорости движений и мышечных усилий — может существенно помешать формированию оптимального способа выполнения дейст­вия. На этом этапе практически в каждом занятии, посвященном углубленному разучива­нию действия, есть смысл проводить теку­щую учебную прикидку на качество его выпол­нения, т. е. выполнять «то с некоторым числом попыток как контрольное упражнение. Ус­тановка при этом должна быть не столько на максимальную мобилизацию физических сил, сколько на точность движений и другие показатели совершенствования техники (слаженность ритмичность и т.п.

6. Особенности этапа закрепления и совершенствования (ЭЗС):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: