Ведущую проблему современного этапа формирования структур в экономике России представляют разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Эта проблема решается главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.
|
|
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивый научно-технический прогресс имеет тенденцию к концентрации производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это особенно характерно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом можно судить по данным табл. 1[5, c. 66].
|
|
Таблица 1
Уровень развития малого и среднего
предпринимательства в некоторых странах
Страна | Число малых и средних фирм | Численность занятых, МЛН | Доля милых и средних предприятий, % | ||
тыс. ед. | в расчете на 10 тыс. жителей | в общей численности занятых | в ВВП (оценка) | ||
Великобритания | 13,6 | 50-53 | |||
Германия | 18,5 | 50-54 | |||
Италия | у 3920 | 16,8 | 57-60 | ||
Франция | 15,2 | 54' | 55-62 | ||
Страны ЕС | 15 770 | 68,0 | Г~63-67 | ||
США | 19 300 | 70,2 | 50-52 | ||
Япония | 39,5 | 78: | I 52-55 | ||
Россия | 7,5 | 9,6' | 10-11 |
К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает. Распределение малых предприятий по отраслям экономики за последние семь лет приведено в табл. 2[2, c. 237].
Как видно из табл. 2, на начало 2004 г. (конец 2003 г.) в России число малых предприятий составило 890,9 тыс. единиц. Практически их число не растет, так как на начало 2000 г. (конец 1999 г.) в стране было максимальное число малых предприятий — 890,6. Вызывает сожаление то, что число малых предприятий в промышленности из года в год снижается абсолютно и относительно. Так, если максимальное их число на начало 2000 г. (конец 1999 г.) составило 136,2 тыс., то на начало 2004 г. (конец 2003 г.) — снизилось до 118,7 тыс. Удельный вес в общем числе малых предприятий в промышленности снизился с 15,7% на начало 1997 г. (конец 1996 г.) до 13,3% на начало 2004 г. (конец 2003 г.).
Такая же тенденция просматривается и в строительстве. Здесь за анализируемые восемь лет число малых предприятий снизилось со 138 тыс. до 116,8 тыс., а удельный вес их в общем числе снизился с 16,4 до 13,1%.
Следует также отметить такой негативный факт, как снижение более чем в 2 раза, с 46,7 тыс. до 22,1 тыс. числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (с 5,5 до 2,5%).
Отрасли экономики, где за истекшие восемь лет наблюдался существенный рост числа малых предприятий, — торговля и общественное питание (с 359,3 тыс. до 416,7 тыс.), оптовая торговля продукцией производственно-технического назначение (с 14,6 тыс. до 27,4 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 тыс. до 23,6 тыс.) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 тыс. до 19,9 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятии России.
Как мы видим, за последние годы число малых предприятий и численность занятых в них растет незначительно, а по отдельным отраслям эти показатели остаются почти неизменными, или даже снижаются.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Таблица 2
Число малых предприятий по отраслям экономики
Число предприятий | ||||||||||||
Отрасль | ||||||||||||
В тысячах единиц | ||||||||||||
Всего | 841,7 | 861,1 | 868,0 | 890,6 | 879,3 | 843,0 | 882,3 | 890,9 | ||||
В том числе по отраслям | ||||||||||||
промышленность | 133,9 | 134,8 | 136,1 | 136,2 | 134,2 | 125,1 | 121,0 | 118,7 | ||||
сельское хозяйство | 10,9 | 11,9 | 13,8 | 13,5 | 14,4 | 13,4 | 15,6 | 17,8 | ||||
строительство | 138,0 | 142,1 | 137,5 | 135,9 | 126,8 | 121,9 | 113,0 | 116,8 | ||||
транспорт | 17,5 | 18,6 | 18,6 | 21,0 | 19,5 | 18,8 | 20,2 | 21,8 | ||||
связь | 2,9 | 2,7 | 3,2 | 4,8 | 3,7 | 3,7 | 3,9 | 4,7 | ||||
торговля и общественное питание | 359,3 | 372,8 | 386,1 | 399,7 | 407,5 | 388,1 | 422,4 | 416,7 | ||||
оптовая торговля продукцией | ||||||||||||
производственно-технического | ||||||||||||
назначения | 14,6 | 14,3 | 13,2 | 14,6 | 13,9 | 15,9 | 27,9 | 27,4 | ||||
информационно- | ||||||||||||
вычислительное обслуживание | 6,1 | 6,4 | 5,2 | 5,2 | 5,6 | 6,4 | 6,5 | 8,0 | ||||
операции с недвижимым иму- | ||||||||||||
ществом | 3,9 | 4,6 | 5,9 | 8,4 | 11,1 | 14,2 | 20,3 | 23,6 | ||||
общая коммерческая деятель- | ||||||||||||
ность по обеспечению функцио- | ||||||||||||
нирования рынка | 35,9 | 36,0 | 35,2 | 36,7 | 35,7 | 34,7 | 38,8 | 39,5 | ||||
жилищно-коммунальное хозяйство | 2,8 | 3,9 | 5,1 | 5,4 | 5,1 | 5,2 | зд | 4,0 | ||||
непроизводственные виды быто- | ||||||||||||
вого обслуживания населения | 10,2 | 11,3 | 9,2 | 9,2 | 9,6 | 9,4 | 9,8 | 10,3 | ||||
здравоохранение, физическая | ||||||||||||
культура и социальное обеспе- | ||||||||||||
чение | 11,0 | 15,4 | 17,2 | 17,9 | 18,5 | 17,4 | 19,0 | 19,9 | ||||
образование | 6,6 | 7,0 | 6,7 | 6,5 | 5,5 | 5,0 | 3,4 | 3,1 | ||||
культура и искусство | 6,5 | 7,9 | 8Д | 7,8 | 8,4 | 7,9 | 8,1 | 8,4 | ||||
наука и научное обслуживание | 46,7 | 43,9 | 38,8 | 37,1 | 30,9 | 28,5 | 22,7 | 22,1 | ||||
финансы, кредит, страхование, | ||||||||||||
пенсионное обеспечение | 10,8 | 7,8 | 7,5 | 6,6 | 5,9 | 5,6 | 5,0 | 4,4 | ||||
другие отрасли | 26,1 | 19,7 | 20,6 | 24,1 | 23,0 | 21,8 | 21,6 | 23,7 | ||||
В процентах к итогу | ||||||||||||
Всего | ||||||||||||
В том числе по отраслям: | - | |||||||||||
промышленность | 15,7 | 15,6 | 15,7 | 15,3 | 15,3 | 14,8 | 13,7 | 13,3 | ||||
сельское хозяйство | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | ||||
строительство | 16,4 | 16,5 | 15,8 | 15,3 | 14,4 | 14,5 | 12,8 | 13,1 | ||||
транспорт | 2,1 | 2,2 | 2,1 | 2,4 | 2,2 | ^ 2,2 | 2,3 | 2,4 | ||||
связь | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | ||||
торговля и общественное питание | 42,7 | 43,3 | 44,5 | 44,9 | 46,3 | 46,0 | 47,9 | 46,8 | ||||
оптовая торговля продукцией | ||||||||||||
производственно-технического | ||||||||||||
назначения | 1,7 | 1,7 | 1,5 | 1,7 | 1,6 | 1,9 | 3,2 | 3,1 | ||||
информационно- | ||||||||||||
вычислительное обслуживание | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | ||||
|
|
|
|