Внимательность собеседника к обсуждаемой проблеме - залог успешного ведения переговоров. Особенно важно привлечь и удерживать внимание собеседника на этапе раскрытия проблемы. Для этого можно использовать следующие рекомендации.
Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей можно ссылаться на авторитет собеседников (слушателей), науки и опыта (жизненного, производственного, исторического).
Гипербола. Для придания рельефности проблеме и лучшего ее понимания можно прибегнуть к преувеличению. Это поможет выявить причинно-следственные и другие взаимосвязи между событиями, процессами, поведением людей. При этом следует подчеркнуть цель использования гиперболы, а затем уже без преувеличений изложить свою точку зрения на затронутую проблему.
Делегирование возможности высказаться. Если собеседник, по вашему мнению, уже понял о чем идет речь, найдите возможность спросить его мнение о частностях.
Драматизация. Сознательно чуточку драматизируйте ситуацию. Это способствует привлечению внимания собеседника.
Неформальное отношение. Привнесите в свой рассказ элементы личного. Например, можно сказать о своих ошибках (в прошлом) по данному вопросу, о том, что с подобной проблемой вы встречались ранее или принимали участие в ее разрешении.
Неожиданность. Чтобы вызвать интерес собеседника, используйте в своем рассказе неизвестные ему факты, современную терминологию, информацию о вновь открывшихся перспективах
Провокация. Возможно использование приема, вызывающего на короткое время вынужденный протест собеседника, с тем чтобы в следующий момент выразить свое полное согласие с собеседником. Таким образом можно усилить не только внимание собеседника, но и подчеркнуть ваше единомыслие.
Прямое включение. Во всех случаях нецелесообразно затягивать начало переговоров различными вступлениями. Проблему следует излагать сразу, исключая частности и третьестепенные факторы.
Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте осторожные прогнозы, особенно затрагивающие интересы собеседника.
Сопереживание. Увлеченно описывайте ситуацию, не упускайте подробностей, связывающих интересы собеседников.
Сопоставление. Если имеются конкурентоспособные варианты, сопоставьте их, перечислив все «за» и «против» каждого варианта. Продемонстрируйте при этом свое умение делать анализ коротко и изящно.