Части речи в школьной грамматике

В действующих школьных учебниках вопрос о частях речи специально не излагается. Понятие о частях речи, о системе, которую они образуют, формируется в процессе их изучения. Из учебника I класса ученики узнают, что в русском языке различаются слова, которые отвечают на вопросы кто?; что?; что делает?; какой? какая? какое? какие?, а также сло­ва в, из, к, на, от, по, с, у, которые пишутся отдельно от дру­гих слов. В учебнике II класса сообщается, что «наша речь со­стоит из слов» и «каждое отдельное слово — это часть речи», вводятся термины: «Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог — это части речи». В Ш классе к уже изве­стным частям речи присоединяются местоимения и наречия. Все изучаемые в школе 10 частей речи перечисляются в IV классе: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия (знаменательные слова), предло­ги, союзы, частицы (служебные слова), междометия. Причастия и деепричастия рассматриваются как формы глагола (V класс).

Категория состояния как часть речи в школьном учебнике отсут­ствует. В составе наречий слова категории состояния тоже не упоми­наются, несмотря на то, что они, по нашим подсчетам, составляют довольно значительную группу, которая включает более 1000 слов. В упражнениях встречаются отдельные слова категории состояния: скучно, легко, нелегко и др. Они явно не подходят под определение наречия: выступают в безличном предложении в функции сказуемого и ни к каким словам не относятся, ни от каких слов не зависят, значит, ни признаков действия, ни признаков предмета или другого признака обозначать не могут. Отсутствуют также модальные слова и звуко­подражания.

В школьных учебниках части речи характеризуются как лек­сико-грамматические разряды слов. В связи с этим изучаются их общие значения и важнейшие морфологические и синтакси­ческие свойства.

ТЕМА 2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: