Особенности и преимущества выпуска облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов

К наиболее популярным инструментам привлечения посредством механизмов фондового рынка в инвестиционных целях в отечественной и мировой практике относятся различные виды локальных (обращающихся на внутреннем рынке ценных бумаг) и международных корпоративных облигаций, а также кредитных нот.

Основные различия между ними заключаются в степени законодательного регулирования выпуска и обращения, трудоемкости и длительности периода подготовки к размещению, стоимости, объемах мобилизуемых средств и сроках их привлечения.

Российское законодательство определяет облигацию как «эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права».

Согласно законодательству РФ размещение облигаций могут осуществлять только хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО) по решению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом. В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия их обращения и погашения.

Выпускаемые облигации должны иметь номинальную стоимость, которая в РФ установлена в размере 1000 руб. При этом номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Выпуск облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала общества.

Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени его двух годовых балансов.

За последние несколько лет корпоративные облигации превратились в популярный инструмент финансирования предприятий. За период с 2001 по 2008 г. объем рынка корпоративных облигаций вырос с 39 млрд до 1257 млрд руб., или в 32 раза. Число эмиссий корпоративных облигаций увеличилось с 99 до 607, а количество эмитентов – с 75 до 465. Общий объем первичных размещений корпоративных облигаций за 2008 г. составил около 451 млрд руб. и достиг 4% ВВП (См.: www.cbonds.ru).

Согласно правительственной программе развития страны до 2020 г. объем корпоративных облигаций должен вырасти до 22–25% ВВП.

Однако размеры российского рынка корпоративных облигаций, а также его соотношение с ВВП существенно отстают от аналогичных рынков развитых стран как в абсолютном, так и в относительном выражении.

В абсолютном выражении объем российского рынка корпоративных облигаций сопоставим с аналогичными рынками таких стран, как Южная Африка, Индия и Греция. В относительном выражении размер отечественного рынка корпоративных облигаций существенно уступает большинству развитых стран, где данный показатель превышает 10%, а в некоторых странах – 100% (США, Дания и др.).

Таким образом, внутренний рынок корпоративных облигаций обладает значительным потенциалом роста как инструмент привлечения финансовых ресурсов для реального сектора экономики.

В отличие от банковских кредитов облигации являются свободно обращающимся долговым инструментом, что определяет их достоинства и недостатки как способа финансирования.

Можно выделить следующие преимущества облигационных займов:

– привлечение значительных объемов средств на длительный (от 3–5 лет) срок без залога или иных форм обеспечения, что позволяет финансировать проекты с длительным периодом окупаемости;

– формирование публичной кредитной истории эмитента, что позволяет в будущем снижать стоимость заемных ресурсов и увеличивать сроки их привлечения, а также выходить на международные рынки капитала;

– отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств;

– диверсификация источников заимствования за счет существенного увеличения числа инвесторов, что обеспечивает снижение стоимости, так как снижаются риски и зависимость от одного конкретного кредитора;

– гибкое и оперативное управление структурой, объемом, стоимостью и сроком долга, в том числе за счет проведения операций на вторичном рынке;

– установление конкретных сроков и периодичности процентных выплат;

– срок обращения облигаций может значительно превышать срок реализации проекта;

– подготовка условий для публичного размещения акций предприятия и др.

Однако выпуск и размещение облигаций обходятся предприятию дороже, чем получение банковского кредита. Необходимые для этого затраты включают:

– комиссию биржи – 0,035–0,075% от номинальной стоимости выпуска;

– комиссию депозитария – 0,1+0,075% от номинальной стоимости ценных бумаг;

– вознаграждения платежному агенту – до 10 000 долл.;

– презентации для инвесторов – до 20 000 долл.

В среднем суммарные расходы на выпуск корпоративных облигаций в РФ составляют 1,5–3,5% от общего объема эмиссии, а для крупных и известных компаний – 0,5–0,75%.

Эмиссия облигаций предполагает реализацию нескольких этапов.

На первом этапе предприятие должно определиться с выбором организатора или лид-менеджера выпуска. При необходимости в процессе подготовки к размещению организатор выпуска может создать синдикат андеррайтеров, который будет осуществлять непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Как правило, в состав синдиката входят инвестиционные банки, которые осуществляют брокерскую деятельность.

На втором этапе организатор выпуска помогает компании определить основные параметры займа и его структуру, исходя из потребностей и реальной способности рынка, удовлетворить эти запросы. Затем начинается подготовка и регистрация проспекта эмиссии. Информационной поддержкой выпуска, как правило, занимаются как сам эмитент, так и организатор.

Третий этап – маркетинговое исследование и поиск потенциальных инвесторов. Эта задача обычно возлагается на организаторов выпуска, имеющих необходимый опыт успешного размещения ценных бумаг. Особенно важна квалификация организаторов для привлечения крупных инвесторов. В подобных случаях существует практика проведения road-show, когда андеррайтер или представители эмитента приезжают непосредственно к инвестору и устраивают презентацию предстоящего выпуска облигаций.

После реализации вышеперечисленных шагов начинается четвертый этап – выпуск и техническая процедура размещения облигаций. В большинстве случаев андеррайтер предлагает эмитенту те или иные гарантии, например дает обязательство выкупить какую-либо часть или весь выпуск ценных бумаг. Как правило, размещение проводится в виде открытой подписки либо аукциона. И у того, и у другого способа есть свои преимущества и недостатки. Выбор остается за эмитентом и организаторами займа.

На заключительном этапе осуществляется утверждение и регистрация отчета о выпуске облигаций. В течение 30 дней после размещения совет директоров эмитента должен утвердить отчет об итогах выпуска облигаций.

Еврооблигации (eurobonds) это необеспеченные долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте, выпускаемые на предъявителя и обращающиеся за пределами страны эмитента.

За последние годы еврооблигации стали одним из популярных источников привлечения заемного финансирования. Объем этого рынка на конец 2008 г. составил более 22 трлн долл. Российские предприятия разместили еврооблигации на сумму свыше 100 млрд долл.

Основными преимуществами еврооблигаций как источника финансирования являются:

– значительные объемы привлекаемых средств (средний объем выпуска – от 300 млн долл.);

– длительные сроки обращения (от 5 до 30 лет);

– более низкие процентные ставки;

– отсутствие требований к обеспечению и залогу;

– формирование публичной международной кредитной истории и др.

К недостаткам данного инструмента привлечения займов следует отнести:

– жесткие требования к заемщику по раскрытию информации;

– сравнительно высокие затраты на привлечение;

– необходимость получения кредитного рейтинга от ведущих мировых агентств;

– длительные сроки на подготовку и размещение займа;

– возникновение валютного риска и др.


Тема 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: