Виды кривых жизненного цикла товара

В зависимости от специфики отдельных товаров и особенности спроса на низ существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз. Кривая бум описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время. Кривая увлечения описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже. Кривая продолжительного увлечения описывает также популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей. Кривая сезонности Кривая такого товара, который хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое. Кривая нового старта или ностальгии. Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны в 70-х годах. Кривая провала Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей. Кривая новых подъемов. Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).

Кривая неудачного выведения. Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.

Описанная традиционная форма кривой жизненного цикла не является единственно возможной. У разных товаров, в зависимости от их индивидуальных свойств, она может выглядеть несколько иначе. Можно назвать несколько модификаций модели.

"Классическая" форма: выйдя на стадию зрелости, товар остаётся на ней очень долго, и в обозримой перспективе ничто не предвещает спада (примеры – рубашка, брюки, платье; двигатель внутреннего сгорания; газеты, кредитные карты, пиво и многое другое).

“Бум”: довольно быстрый рост, почти миновавший стадию внедрения, c последующей длительной зрелостью и, возможно, спадом. Такое бывает, когда товар востребован рынком, когда потребитель к нему готов и ожидает с нетерпением. Именно так в своё время ворвался на рынок железнодорожный транспорт.

"Увлечение": быстрый рост, почти миновавший стадию внедрения, и практически мгновенно наступивший спад. Примеры здесь трудно приводить, поскольку подобные товары быстро забываются; можно вспомнить линзы для телевизоров с маленьким экраном, услуги по заправке шариковых стержней, видеосалоны; очень часто именно так ведут себя “модные” товары, зрелость которых тем короче, чем экстравагантнее мода).

"Продолжительное увлечение": в отличие от предыдущей модели, спад заканчивается не исчезновением с рынка, а переходом к очень длительному (по типу классического) стабильному существованию, но на уровне продаж более низком, чем в момент пика. В качестве несколько неожиданного примера можно привести танец – и одновременно музыкальную форму – танго: перестав быть остромодным ещё в середине ХХ века, он продолжает существовать, занимая на музыкальном рынке скромную, но вполне определённую нишу. Другой пример – наливные авторучки: когда начался спад, вызванный появлением шариковых ручек, фирма “Паркер” сумела перепозиционировать свой товар, создав ему репутацию элитного, высокопрестижного, и в этом качестве он успешно продаётся и сейчас.

"Возобновление": как после "увлечения", так и после обычного традиционного спада товар, казалось бы, исчезнувший с рынка, может вновь на нём появиться. Обычно это происходит с товарами, жизненный цикл которых подвержен влиянию не столько экономических и тем более технических факторов, сколько моды – с одеждой, причёсками, теми же танцами.

"Сезонная" форма – имеет много общего с предыдущей, но отличается неоднократностью, предсказуемой периодичностью и, чаще всего, далёким от нулевого уровнем продаж даже в периоды спадов. Сезонность бывает связана и с объективными факторами, имеющими строго определённую частоту колебаний, например, со сменой времён года, и с модой – например, мини-юбки; последние интересны тем, что их появление в середине 60-х годов можно было рассматривать как "возобновление" далёкой моды 20-х, но после этого их рынок приобрёл сезонный характер. Эта разновидность имеет много общего и с "классической" моделью/

"Провал" – товар не оправдал возлагавшихся на него производителями надежд и, не выйдя из стадии внедрения, исчез с рынка. Здесь примеры приводить ещё труднее, чем в случае с “увлечением”, однако можно вспомнить цветную плёнку для экранов чёрно-белых телевизоров или видеотелефон.

Этот перечень ни в коем случае не является полным. Изучая историю товаров, можно выделить много иных форм – и дополнительных, и переходных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: