Для торговых организаций наиболее приемлемы следующие показатели конкурентоспособности, как цена, качество товара, финансовые условия и возможность предоставления отсрочки, сроки и условия поставки, наличие собственной службы продавцов-консультантов, которая влияет на продажи, как самой компании, так и оптовой организации. Уровень конкурентоспособности группы в этом случае определяется по формуле [16,с.107]:
К=OZi*OVi/MOi*OVi, | (6) |
где OZi – оценка важности i - ой характеристики группы;
OV – оценка воплощения i –ой характеристики группы;
МОi – максимальная оценка воплощения i-ной характеристики группы;
М – количество характеристик товара.
Далее определяются качественные характеристики:
- качество товара;
- финансовые условия и возможность предоставления отсрочки;
- сервис (условия и сроки поставки);
- стимулирование продаж (служба продавцов-консультантов, рекламные материалы, образцы выкрасов);
Для оценки важности используется 5 – бальная система вида:
5 – характеристика товара чрезвычайна важна для потребителей;
|
|
4 – характеристика важна в высокой степени;
3 – характеристика важна, но не слишком;
2 – маловажная характеристика;
1 – неважная характеристика;
0 – затрудняюсь ответить.
Для оценки потребительской удовлетворенности (степени воплощения) i-й характеристики используется следующая система:
5 – характеристика товара отлично воплощена;
4 – характеристика воплощена хорошо;
3 – есть отдельные недостатки в воплощении характеристики;
2 – есть значительные недостатки, плохое воплощение;
1 – характеристика совсем не воплощена;
0 – затрудняюсь ответить.
Данные для расчета конкурентоспособности в таблице 28-33.
Таблица 28
Расчет конкурентоспособности группы 1
Характеристики товара | Оценка важности OZi | Оценка воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
ООО «АЛЬТ-Икс»
Кн=(4*5)+(5*4)+(4*5)+(4*4)/(5*5)+(5*4)+(5*5)+(5*4)=76/90=0,84
ЗАО «Сатурн»
Кн=(4*4)+(5*5)+(4*3)+(4*2)/(5*4)+(5*5)+(5*3)+(5*2)=61/70=0,87
Краски – группа товаров, в которой наибольшее значение для оптовых компаний имеют финансовые условия и возможность предоставления отсрочки, так это товар высокого спроса у конечных потребителей, а на оплату больших партий заказа не всегда имеются свободные средства вне оборота. Финансовые условия и возможность предоставления отсрочки у ООО «АЛЬТ-Икс» имеется.
Таблица 29
Расчет показателей конкурентоспособности группы 2
Характеристики товара | Оценка Важности OZi | Оценка Воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
Кн=(4*5)+(3*5)+(4*5)+(3*4)/(5*5)+(5*5)+(5*5)+(5*4)=67/95=0,74
|
|
Кн=(5*4)+(4*3)+(3*5)+(4*3)/(4*5)+(3*5)+(5*5)+(3*5)=61/70=0,87
В группе антисептиков очень важны такие показатели, как сроки поставки, обеспечивающие бесперебойные поставки в сезон. Одним из преимуществ ООО АЛЬТ-Икс в продаже антисептиков является бренд, который активно продвигается заводом-изготовителем через собственную службу продавцов-консультантов.
Таблица 30
Расчет показателей конкурентоспособности группы 3
Характеристики товара | Оценка Важности OZi | Оценка Воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
Кн=(4*5)+(5*5)+(4*3)+(4*4)/(5*5)+(5*5)+(5*3)+(5*4)=80/85=0,94
Кн=(4*4)+(5*5)+(3*4)+(4*3)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*3)=65/80=0,81
В группе лаков у ООО «АЛЬТ-Икс» есть определенные сложности с поставками, так как в основном это импортная продукция, поставки которой осуществляются раз в месяц, поэтому необходимо четко спланированное формирование товарного запаса.
Таблица 31
Расчет показателей конкурентоспособности группы 4
Характеристики товара | Оценка важности OZi | Оценка воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
Кн=(4*5)+(5*4)+(4*4)+(3*3)/(5*5)+(5*4)+(5*4)+(5*3)=65/80=0,81
Кн=(4*4)+(5*5)+(4*4)+(3*3)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*3)=66/80=0,83
Для четвертой группы (шпаклевки) самой важной характеристикой являются финансовые условия и возможность предоставления отсрочки оплаты за товары. В данной группе большое внимание необходимо уделять осведомленности конечных покупателей о характеристиках товара.
Таблица 32
Расчет показателей конкурентоспособности группы 5
Характеристики товара | Оценка Важности OZi | Оценка Воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
Кн=(4*4)+(5*5)+(5*5)+(3*2)/(5*4)+(5*5)+(5*5)+(5*2)=72/80=0,91
ЗАО «Сатурн»
Кн=(4*4)+(5*5)+(5*4)+(3*1)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*1)=64/70=0,91
Герметики и пены выступают, как сопутствующие товары, не имеют большого объема в обороте организации, но приносят дополнительный доход. Важными параметрами для этой группы являются бесперебойные поставки и финансовые условия для предоставления отсрочки по оплате товаров.
Таблица 33
Расчет показателей конкурентоспособности группы 6
Характеристики товара | Оценка Важности OZi | Оценка Воплощения OVi | ||
ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» | |
Качество товара | ||||
Финансовые условия | ||||
Сервис | ||||
Стимулирование продаж |
Кн=(4*4)+(4*4)+(4*4)+(3*2)/(5*4)+(5*4)+(5*4)+(5*2)=54/70=0,77
Кн=(4*4)+(4*5)+(4*4)+(3*2)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*2)=58/75=0,77
Для шестой группы (клеи), как сопутствующих товаров, важными критериями является осведомленность о характеристиках товаров и цен на товары.
В сводной таблице 34 представлены показатели конкурентоспособности всех ассортиментных групп.
Таблица 34
Показатели конкурентоспособности ассортиментных групп
Ассортиментная группа | ООО «АЛЬТ-Икс» | ЗАО «Сатурн» |
Группа 1 | 0,84 | 0,87 |
Группа 2 | 0,74 | 0,87 |
Группа 3 | 0,94 | 0,81 |
Группа 4 | 0,81 | 0,83 |
Группа 5 | 0,91 | 0,91 |
Группа 6 | 0,77 | 0,77 |
Исходя из данных, все ассортиментные группы конкурентоспособны, так как значения показателей конкурентоспособности стремятся к значениям главного конкурента в отрасли.
|
|