Оценка уровня конкурентоспособности товара на выбранном сегменте

Для торговых организаций наиболее приемлемы следующие показатели конкурентоспособности, как цена, качество товара, финансовые условия и возможность предоставления отсрочки, сроки и условия поставки, наличие собственной службы продавцов-консультантов, которая влияет на продажи, как самой компании, так и оптовой организации. Уровень конкурентоспособности группы в этом случае определяется по формуле [16,с.107]:

К=OZi*OVi/MOi*OVi, (6)

где OZi – оценка важности i - ой характеристики группы;

OV – оценка воплощения i –ой характеристики группы;

МОi – максимальная оценка воплощения i-ной характеристики группы;

М – количество характеристик товара.

Далее определяются качественные характеристики:

- качество товара;

- финансовые условия и возможность предоставления отсрочки;

- сервис (условия и сроки поставки);

- стимулирование продаж (служба продавцов-консультантов, рекламные материалы, образцы выкрасов);

Для оценки важности используется 5 – бальная система вида:

5 – характеристика товара чрезвычайна важна для потребителей;

4 – характеристика важна в высокой степени;

3 – характеристика важна, но не слишком;

2 – маловажная характеристика;

1 – неважная характеристика;

0 – затрудняюсь ответить.

Для оценки потребительской удовлетворенности (степени воплощения) i-й характеристики используется следующая система:

5 – характеристика товара отлично воплощена;

4 – характеристика воплощена хорошо;

3 – есть отдельные недостатки в воплощении характеристики;

2 – есть значительные недостатки, плохое воплощение;

1 – характеристика совсем не воплощена;

0 – затрудняюсь ответить.

Данные для расчета конкурентоспособности в таблице 28-33.

Таблица 28

Расчет конкурентоспособности группы 1

Характеристики товара Оценка важности OZi Оценка воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

ООО «АЛЬТ-Икс»

Кн=(4*5)+(5*4)+(4*5)+(4*4)/(5*5)+(5*4)+(5*5)+(5*4)=76/90=0,84

ЗАО «Сатурн»

Кн=(4*4)+(5*5)+(4*3)+(4*2)/(5*4)+(5*5)+(5*3)+(5*2)=61/70=0,87

Краски – группа товаров, в которой наибольшее значение для оптовых компаний имеют финансовые условия и возможность предоставления отсрочки, так это товар высокого спроса у конечных потребителей, а на оплату больших партий заказа не всегда имеются свободные средства вне оборота. Финансовые условия и возможность предоставления отсрочки у ООО «АЛЬТ-Икс» имеется.

Таблица 29

Расчет показателей конкурентоспособности группы 2

Характеристики товара Оценка Важности OZi Оценка Воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

Кн=(4*5)+(3*5)+(4*5)+(3*4)/(5*5)+(5*5)+(5*5)+(5*4)=67/95=0,74

Кн=(5*4)+(4*3)+(3*5)+(4*3)/(4*5)+(3*5)+(5*5)+(3*5)=61/70=0,87

В группе антисептиков очень важны такие показатели, как сроки поставки, обеспечивающие бесперебойные поставки в сезон. Одним из преимуществ ООО АЛЬТ-Икс в продаже антисептиков является бренд, который активно продвигается заводом-изготовителем через собственную службу продавцов-консультантов.

Таблица 30

Расчет показателей конкурентоспособности группы 3

Характеристики товара Оценка Важности OZi Оценка Воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

Кн=(4*5)+(5*5)+(4*3)+(4*4)/(5*5)+(5*5)+(5*3)+(5*4)=80/85=0,94

Кн=(4*4)+(5*5)+(3*4)+(4*3)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*3)=65/80=0,81

В группе лаков у ООО «АЛЬТ-Икс» есть определенные сложности с поставками, так как в основном это импортная продукция, поставки которой осуществляются раз в месяц, поэтому необходимо четко спланированное формирование товарного запаса.

Таблица 31

Расчет показателей конкурентоспособности группы 4

Характеристики товара Оценка важности OZi Оценка воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

Кн=(4*5)+(5*4)+(4*4)+(3*3)/(5*5)+(5*4)+(5*4)+(5*3)=65/80=0,81

Кн=(4*4)+(5*5)+(4*4)+(3*3)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*3)=66/80=0,83

Для четвертой группы (шпаклевки) самой важной характеристикой являются финансовые условия и возможность предоставления отсрочки оплаты за товары. В данной группе большое внимание необходимо уделять осведомленности конечных покупателей о характеристиках товара.

Таблица 32

Расчет показателей конкурентоспособности группы 5

Характеристики товара Оценка Важности OZi Оценка Воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

Кн=(4*4)+(5*5)+(5*5)+(3*2)/(5*4)+(5*5)+(5*5)+(5*2)=72/80=0,91

ЗАО «Сатурн»

Кн=(4*4)+(5*5)+(5*4)+(3*1)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*1)=64/70=0,91

Герметики и пены выступают, как сопутствующие товары, не имеют большого объема в обороте организации, но приносят дополнительный доход. Важными параметрами для этой группы являются бесперебойные поставки и финансовые условия для предоставления отсрочки по оплате товаров.

Таблица 33

Расчет показателей конкурентоспособности группы 6

Характеристики товара Оценка Важности OZi Оценка Воплощения OVi
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Качество товара        
Финансовые условия        
Сервис        
Стимулирование продаж        

Кн=(4*4)+(4*4)+(4*4)+(3*2)/(5*4)+(5*4)+(5*4)+(5*2)=54/70=0,77

Кн=(4*4)+(4*5)+(4*4)+(3*2)/(5*4)+(5*5)+(5*4)+(5*2)=58/75=0,77

Для шестой группы (клеи), как сопутствующих товаров, важными критериями является осведомленность о характеристиках товаров и цен на товары.

В сводной таблице 34 представлены показатели конкурентоспособности всех ассортиментных групп.

Таблица 34

Показатели конкурентоспособности ассортиментных групп

Ассортиментная группа ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн»
Группа 1 0,84 0,87
Группа 2 0,74 0,87
Группа 3 0,94 0,81
Группа 4 0,81 0,83
Группа 5 0,91 0,91
Группа 6 0,77 0,77

Исходя из данных, все ассортиментные группы конкурентоспособны, так как значения показателей конкурентоспособности стремятся к значениям главного конкурента в отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: