Определение основных категорий внешней среды образовательных учреждений

Вопрос интерпретации образовательных услуг, образовательных продуктов как рыночных категорий до сих пор вызывает сопротивление. Как ни странно, этот вопрос находит недостаточно четкое отражение даже в работах посвященных проблематике анализа рынка образования. Возможно, это связано с тем, что авторы концентрируют свое внимание на других сторонах вопроса. Тем не менее, необходимость такого рассмотрения все больше пробивает себе дорогу. Образовательные услуги неотделимы от субъектов процесса их оказания. Обычные услуги во многих случаях сильно зависят от оказывающего их конкретного работника. Такое положение характерно, например, для врачей, парикмахеров. То же самое справедливо и для сферы образования. Уровень усвоения материала учащимся зависит не только от методической основы и технического качества учебного материала, но от интеллектуального уровня, ораторского искусства, умения владеть собой, доброжелательности преподавателя. Замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги. Кроме этого, характерной особенностью процесса образования является и значительное влияние на конечный результат личности самого обучаемого. Современные технологии оказания образовательных услуг включают активное взаимодействие с их потребителем. Эта черта характерна только для образовательных услуг и ни для каких других. Образовательные услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от обеих сторон процесса обучения (результат услуги зависит даже от настроения как наставника, так и ученика), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. На изменение качества услуг в образовании воздействует также моральное устаревание знаний, связанное с научно-техническим и социальным прогрессом. Образовательные услуги несохраняемы. С одной стороны, в целом услуги невозможно "заготовить" заранее и складировать их как материальный товар. Для многих видов услуг это свойство выглядит не столь категорично. Как правило, удается выделить некоторые фазы процесса, которые могут быть "произведены" и "заготовлены" до момента оказания услуг. Для образовательных услуг это выливается в возможность предварительной научно-методической проработки учебного материала и фиксации такой информации в виде документов: учебных пособий, плакатов и так далее. Но для образовательных услуг существует и другая сторона несохраняемости -естественное для человека забывание полученной информации, знаний. Это задает требование непрерывности образования. Кроме выделенных общих черт, присущих услугам по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов как товару в целом, можно также выделить специфичные черты: - сезонность; - высокая стоимость образовательных услуг (как и научных и других интеллектуальных услуг); - относительная длительность их исполнения (оказания); - отсроченность выявления результативности; - связь с преобразованием личности обучающегося в целом, а в конечном счете - с преобразованием духовного потенциала общества и др. Резюмируя все выше сказанное относительно товарной природы образования, можно следующим образом сформулировать соответствующие определения. Образовательный товар - всё, что может удовлетворять индивидуальные, корпоративные или общественные потребности в образовании и предлагается рынку с целью потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: