вопрос. Особенности образовательных программ

Требования ФГОС по изобразительному искусству в начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе по изобразительному искусству, младший школьник:

1. Имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.

2. Знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством.

3. Владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

4. Владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации).

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

- личностным, включающим способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки школьников, сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия;

- предметным, включающим освоенный школьниками опыт специфической деятельности по получению новых знаний, а также систему основополагающих элементов научного знания.

Что касается личностных результатов освоения предмета «Изобразительное искусство», согласно требованиям ФГОС в начальной школе, они должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию и ее народ, осознание своей национальной и этнической принадлежности, формирование ценностей российского общества;

- формирование целостного и социально ориентированного взгляда на мир;

- формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;

- принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения.

Билет 4 Цели и задачи изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства
в средней общеобразовательной школе

Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей учащихся. Методологические принципы освоения содержания художественного образования. Основной целью эстетического воспитания и обучения школьников в соответствии с ФГОС основной школы является направленность на создание «единства образовательного пространства Российской Федерации; на сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, на реализацию права обучающихся на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Стандарт ориентирован на становление выпускника, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, социально активного, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего ценность труда, творчества. Это свидетельствует о том, насколько важны в современном образовании предметы эстетического цикла, по сути, нацеленные на реализацию широкого спектра задач, заложенных в стандарте. Конкретные же цели изучения предметной области "Искусство", сформулированные в стандарте, заключаются: в формировании осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; в развитии эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; в развитии индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; в формировании интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Цель дисциплины«Изобразительное искусство» с учетом заложенных в стандарте целей, сформулирована следующим образом:

- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. В современной педагогической науке эстетическое воспитание определяется как организованный, целенаправленный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности, эстетического создания, способности к активной творческой деятельности по законам красоты. Художественное образование определяется как составная и необходимая часть эстетического воспитания, как процесс освоения школьниками системы знаний, умений и навыков, создающих основу для эстетической деятельности личности. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. В соответствии с Концепцией художественного образования «2001) главная цель художественного образования и эстетического воспитания школьников – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

· широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

· использование возможностей искусства, художественно- творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

Содержание художественного образования включает:

· формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

· формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

· формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

· формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

· формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

· формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования важную роль играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте - формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве - независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Методологические принципы освоения содержания художественного образования:

· начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

· мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

· опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

· комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

· распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

· внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным обучающимся.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Задачи курса:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. В основной школе продолжается развитие способности наследования национально-культурных традиций, воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительного и бережного отношения к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.

Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.

В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Билет 6 основные дидактические принципы методики обучения по изобразительному искусству в школе

Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.

Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.

Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

7 вопрос. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методика обучения всегда целенаправленна. В современной школе ее цель — не только вооружить учащихся знаниями и навыками, но и воспитать активных, инициативных членов общества. Следовательно, в методике обуче­ния надо видеть и практическую и теоретическую стороны дела, понимать роль и значение каждой из них. Методика преподавания искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя, которые дают наилуч­шие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искус­ству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения. Практическая методика изучает сам процесс обучения и вос­питания. Изучение и приобретение навыков педагогической рабо­ты требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Методика как искусство преподавания состоит в том, что педагог умеет правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учеб­ного материала должно быть простым и ясным. Более того, зада­ча преподавателя состоит в том, чтобы сложные понятия раскры­вать перед учениками в наиболее простой и доступной форме. Изучение вопросов методики дает возможность учителю рисования правильно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания, которые указаны общей педагогикой. Кроме того, освоение методики дает возможность подчинять учебный процесс единой линии, определяемой философией диалектического материализма, программой воспитания и образования молодого поколения.

Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Приемы обучения - это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обученияЯрким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система П. П. Чистякова. Итак, методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения.

8 вопрос. учитель как организатор учебного процесса по изобразительному искусству в школе

Учет успеваемости учащихся.

Изобразительное искусство в школе, как и любой другой предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Н а уроках рисования дети прежде всего приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки. Говоря о рисовании в школе, надо, прежде всего иметь в виду, что изобразительная деятельность ребёнка в школьных условиях уже начиная с первого класса перестаёт быть игровой деятельностью, а становится учебной. С первого класса следует закладывать у учащихся основы знаний и навыков реалистического изображения, отводить их от наивного и примитивного рисунка. Преподавание изобразительного искусства в школе, прежде всего преследует общеобразовательные цели. Оно помогает детям познавать окружающий мир, развиваёт наблюдательность, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие. Преподаватель раскрывает перед школьниками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию и совершенству. Педагог может добиться всего этого Не только вдохновляя произведениями большого искусства, но и обучая основам изо грамоты.

Овладеть основами школьник может только с помощью учителя. При обучении рисованию с натуры педагог, прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия с натуры. прежде чем начать анализ натуры, учитель привлекает внимание детей к данному предмету и задаёт ряд вопросов. Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями. Когда ученик ознакомится с натурой, он может переходить к рисованию. Педагог ставит перед ним учебные задания, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной схеме, направляет внимание на самые важные особенности строения натуры. Если ученик даёт неверное изображение, педагог немедленно указывает ему на это и советует исправить. При изложении учебного материала перед учителем должна постоянно стоять задача- сделать всё возможное, чтобы ученики понимали его. Как уже говорилось особое внимание должно быть уделено методики организации процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Развивая творческое воображение на уроках на уроках рисования, учителю надо учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать и на всей протяжённости работы.

9вопрос. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников. Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами. В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием карандаша, но на практике у него это не получается. Учитель показывает, как это делается..

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др

При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено. 4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала

вопрос. Особенности образовательных программ

обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

  Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др.
Цели Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных иестественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Особенности Искусство не просто изучается, апроживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусстваличностно присваивается каждым ребенкомкак собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

14вопрос. методы оснащения урока кабинет изобразительного искусства его оснащение

Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Техника безопасности на уроках ИЗО.

Оборудование кабинета техническими средствами обучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.
Роль оборудования и оснащения кабинета в качестве преподавания предмета. Совместная работа учителя, учащихся, родителей и администрации школы по оборудованию кабинета. Деление пространства кабинета на функциональные зоны: рабочую для учителя, рабочую для учащихся, для личной гигиены (с горячей и холодной водой), для экспозиции, общего хранения специального оборудования и материалов, лаборантскую для хранения натурного и методического фонда (обязательно в смежной комнате). Расположение кабинета (северная или северо-западная сторона). Освещение кабинета, цвет стен и оборудования (единая ахроматическая светлая цветовая гамма). Декоративное оформление кабинета (росписи, мозаики, макеты, произведения декоративно-прикладного искусства и т.п.) и временного, носящего учебный познавательный характер (выставки детских работ, репродукции, стенды, посвященные различным видам и жанрам изобразительного искусства, учебными материалами к урокам.

Удобство мебели для занятий. Оборудование кабинета современным санитарно-гигиеническим оборудованием (самостоятельный отлив воды, светлая облицовка раковин). Расстояние от экранных и звуковых средств (не менее 2,4 метра). Художественно-эстетический вид кабинета; объединение его в общий ансамбль.

Встроенные шкафы для хранения методического материала (учебники, рабочие тетради, образцы учебных работ, видеозаписи, художественные материалы, учебные таблицы, посуда для воды, художественные материалы); сушильный шкаф, муфельная печь, медицинская аптечка, учебно-методические пособия; натурный фонд. Проводится ежегодная аттестация кабинетов.

^ Техника безопасности на уроках изобразительного искусства.Систематическое проветривание помещения. Свет для рисующей руки (левой или правой). Надежное хранение колющих и режущих инструментов, строго – инструктаж учителя перед практическими занятиями. Чистота сантехники, наличие мыла, индивидуальных салфеток, слива воды. Наличие медицинской аптечки. Инструктаж учителя по пожарной технике безопасности и маршрута выхода из помещения на улицу. Инструктаж по безопасности проведения экскурсий за пределами школы. Соблюдение дисциплины на уроке запрещение загромождения кабинета мебелью.

15вопрос. межпредметные связи уроков изо

Изобразительное искусство в системе межпредметных связей позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности – ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, способов и различных форм работы на уроках. Один из самых верных и сильных путей возбуждения интереса – эмоциональное воздействие. Красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого материала на интегрированных уроках изобразительного искусства заставляет детей с интересом следить за происходящим в течение урока. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей, оказывая на младших школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другим видом деятельности.

Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес. Рассмотрим особенности интеграции уроков ИЗО. Большие возможности для использования интеграции дает изучение литературы и русского языка. Общие художественные средства словесного и изобразительного искусства – основа межпредметных связей этих дисциплин. Известный отечественный литературовед К. Писарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами”. Изобразительное искусство способствует восприятию литературного произведения, развитию внимания, воображения. Литературное чтение в младшей школе представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе.

Действительно, литературное чтение призвано не только научить детей читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы какособый вид искусства. Так, например, при изучение рассказа К.Д. Ушинского “Четыре желания” в первом классе, дети читают отрывки из произведения, находят в тексте описание природы и отмечают, как этот эпизод отражен в картинах художников (картинный ряд репродукций на доске). Рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением четырех времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи. Затем, совместно с учителем учащиеся выполняют художественную работу – при помощи цветовых пятен рисуют четыре времени года.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия можно продуктивно совмещать с изучением тем литературных произведений о природе.

На уроках, перед чтением лирических стихотворений, описаний природы, важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению. Это и впечатления детей от экскурсий, прогулок по осеннему, весеннему и зимнему лесу, парку, наблюдением за поведением птиц и животных, беседы о картинах художников пейзажистов. Без помощи учителя дети затрудняются определить художественные средства, которые поэт, писатель использует при описании природы, у них нет достаточного опыта для передачи впечатлений, полученных от услышанного или прочитанного стихотворения. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали

детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста. Знакомя детей с прекрасными образцами литературы и искусства, нужно добиться эмоционального подъема у ребенка, возникновения у него желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному. Учащиеся, под руководством учителя, создают свой пейзаж по заданной теме или по желанию.

17вопрос. учет успеваимости по изо

Контроль и учет успеваемости учащихся на уроках изобразительного искусства. Отметка и оценка. Критерии оценки. План: 1) виды контроля успеваемости 2) понятие оценки и отметки, особенности оценки и отметки 3) подход к оценке худож.развития Критерии оценки 4) выводы 1)Существуют следующие виды контроля успеваемости: 1)предварительный - оценка реального уровня учащихся (связан со сменой программы, учителей; 2) текущий (на каждом уроке) - рез-т выставление оценки-за выполнение классной или домашней работы,- за восприятие, понимание красоты окруж мира,- тема,четверть, полугодие (на основании текущих оценок); 3)Итоговый (за год, за весь курс обучения) 2)Оценка- оценивает качественный уровень ЗУНОВ. Строится на основе анализа. Обеспечивает мотивацию, повышает интерес к самовыражению, творчеству. Отметка- это количественное выражение оценки. Выставляется в сравнеии со стандартом. Требует меньше времени чем оценка, является стимулом к дальнейшему обучению. Ориентируясь на выставленную отметку, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, ее исправить - быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя и т.д. На уроке изо необходимо сочетать оценку и отметку. 3)Подход к оценке худож.развития: оценка-твор-ва экспертиза; оцениваются научные знания, понимание искусства; оценка кач-ва, а не кол-ва, оценивает вектор его развития; детское ТВ-во должно оцениваться как детское. Критерии оценки: низкий уровень учебных достижений (неумение характеризов сущ.стороны явления, худож. произведения, навыки работы с худ. мат-лами отсутствуют); удовлетворительный (ответ ограничен заученными примерами, термины не всегда верно даны, недостаточно сформированы навыки работы с худ. мат-лами); средний (ответ грамотный, ограничен типичными примерами, примениепрактич. Навыков по образцу); достаточный (устынй ответ в целом грамотный, термины использ правильно, в практичдеятти владеет худож техникой, достаточно выразителен худож. образ); Высокий-(знание и понимание мат-ла в любых ситуациях), грамотное решение учебных задач и использовхудож. материалов, желание творить и применять свои знания. Общие для практич. Творч задания критерии: самост-ть, правильность (технич грамотность); выразительность, эмоциональность; эмоцион. эстетич отношение ребенка к работе. Вывод: контроль, учет успеваемости учащихся на уроках изо: оценка и отметка, знание критериев оценки – позволяет ученику и учителу увидеть слабые и сильные стороны своей работы и выстоить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

18вопрос.Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО

Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Именно поэтому в своей работе я постараюсь осветить основные возможности использования компьютера в процессе обучения, а начну, естественно, с понятия информационных технологий.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

Основная часть.

О том, что уроки ИЗО должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства (а не рисования) в школе. На протяжении последних 4-х лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

19вопрос. подготовка учителя к уроку материалы и принадлежности по рисованию педагогическое рисование

Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как пра­вило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых ре­шаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, за­крепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и ис­пользуются своеобразно, с учетом познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уро­ках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, что­бы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики уча­щихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невоз­можно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип – принцип коррекционной направлен­ности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисо­ванием в специальной школе состоит в том, чтобы содейство­вать преодолению существенных недостатков познавательной де­ятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Коррекционная направлен­ность обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря этому у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, развивается эмоционально-волевая и двигательная сферы.

В учебном пособии «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» И.А. Грошенков представляет организационную структуру урока рисования в специ­альной школе в следующем виде:

I. Подготовительная часть

1. Организационный этап (общая организация детей, подго­товка необходимых учебных принадлежностей).

0.Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­нальной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

II. Основная часть

1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме,величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).

2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции
рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).

4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное при­влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.).

III.Заключительная часть

0.Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).

0.Задание на дом.

Организованное окончание урока.

5 вопрос.

Содержание образования по изобразительному искусству направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся: художественной культуры, потребностей в общении с искусством, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.

Содержание занятий по изобразительному искусству так же опирается на психолого-физиологические возрастные особенности обучающихся, Это педагог должен учитывать при определении воспитательных и образовательных задач по темам уроков.

Воспитательная задача – воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; Развивающая – развитие творческой активности обучающихся; Образовательная – формирование художественных знаний, художественных умений и навыков.

Основные формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах. В программе определяется структура учебного материала, расположение его по годам обучения и четвертям.

Учебные программы, получившие широкое общественное признание и гриф Министерства образования и науки РФ, приобрели статус программы федерального уровня - это программы по изобразительному искусству В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловай. Проектирование содержания занятий по изобразительному искусству осуществляется в учебной литературе – учебниках и учебных пособиях.

Школьный учебник по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях, рабочих тетрадях и т. п.

Учебные пособия помогают углубить, расширить представление учащихся и направлены на решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.). Учебники и учебные пособия являются важнейшими средствами обучения, основными источниками знаний и умений, помогают в организации самостоятельной работе учащихся по предмету.

10 вопрос. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развитиячувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

10 виды изо деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) на уроках изобразительного искусства. Их специфика и взаимосвязь.

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В I-II классах учитель обычно сам предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами учащиеся. Соответствующие вопросы побуждают сделать правильный выбор. Учитель при этом оказывает тактичную помощь. Постепенно школьники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Такая тактика педагогов обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников. В то же время нельзя не учитывать, что чрезмерный интерес к новым материалам может увлечь школьника их различными эффектами в ущерб грамотному изображению. Поэтому на уроках изобразительного искусства необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.

В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Например, занятия монотипией одинаково интересны как младшим, так и старшим. Очень любят дети рисовать тушью – пером или кистью. В III-IV классах учащихся привлекают художественные материалы и техники, требующие специального оснащения (гравюра на картоне, гратография – процарапывание по восковому слою и др.), они в равной мере выбирают и цветной, и графический материал.

Незнание школьниками правил работы красками, правил их смешивания, слабое владение различными изобразительными техниками часто приводят к ошибкам в рисунках.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник (акварель с белилами, процарапывание по восковому слою и подцветка акварелью, рисунок тушью пером и акварель, сочетание сангины и угля и др.) не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течении учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы –важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач. Покажем это на примерах.

Два урока изобразительного искусства в IV классе можно посвятить выполнению тематической композиции «Песни нашей Родины». На обоих уроках возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. На первом уроке учащиеся слушают песни и затем, совместно обсуждая, выбирают сюжеты для композиции, делают эскизы. Затем по лучшим эскизам дети коллективно выполняют рисунок композиции. В классе вывешивают два больших листа. Учащихся делят на две группы, между которыми в ходе работы организуют соревнование. Каждая из этих групп создает композицию на «своем» листе. Дети поочередно выполняют ту или иную часть рисунка. Сначала к доске учитель вызывает наиболее активных в изобразительной деятельности школьников, затем – со средним уровнем художественно-творческой активности и с более низким, а в конце опять с высоким. Педагог регулирует эту очередь, чтобы каждый поработал над композицией у доски не один раз. Такая коллективная работа обязательно будет сопровождаться сопереживаниями, «микродискуссиями». Ожидая своей очереди, дети будут обсуждать ход работы, совместно решая, что необходимо добавить, что уточнить и т.п. Может возникнуть спор о том, какое время года изобразить, что сделать главным в композиции, а что второстепенным и др. Второй урок по этой теме следует посвятить также коллективному выполнению композиции в цвете.

В III классе возможна другая форма сочетания коллективной и индивидуальной работы, например, при выполнении декоративной композиции «Древо жизни». На уроке над большим рисунком вместе работают несколько школьников, а остальные выполняют индивидуальные рисунки. В конце урока можно устроить выставку, демонстрирующую результаты этого коллективного труда. В центре помещают большой коллективный рисунок, а вокруг – остальные рисунки, выполненные индивидуально. В целом же получится тематическая выставка – результат совместных усилий, коллективного труда.

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы школьников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества учителя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения школьниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности нам хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, школы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.

Различные попытки возможных объединений учащихся в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой учителя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ученику.

Промежуточной формой воспитательного воздействия можно считать дифференцированный подход – целенаправленное воспитательное воздействие на группы учащихся, объединенных по сходным признакам. При этом педагог пользуется набором средств, наиболее эффективных для каждой группы в определенный воспитательный момент, это позволяет активнее воздействовать и на каждого ученика.

20 вопрос.

Аудиовизуальные технологии обучения
Аудиовизуальные технологии обучения. Типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Типология учебных видеозаписей. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Основы безопасности образовательного процесса при использовании ТСО. Компьютерные технологии в работе учителя на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по ИЗО (кружки, факультативы, элективные курсы по компьютерной графике). Современные образовательные электронные ресурсы и программное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Возможности использования компьютера при подготовке учителя ИЗО к аттестации (таблицы и диаграммы для представления результатов педагогической и научно-методической деятельности, электронное портфолио учителя и др.).

16 вопрос. Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном смысле слово «урок», означало трудовое задание, которое следует выполнить за определённый промежуток времени.

Современный урок это тоже своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определённый срок. (47, с.122).

Урок, как форма учебной работы, существует с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма работы оказалась настолько жизнеспособной, что в наши дни урок остаётся основной формой передачи детям знаний умений и навыков. Это значит, что большой процесс обучения складывается из малых звеньев - уроков, каждый из которых связан с предыдущими в единую цепь.

На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.

Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.

Урок – как форма обучения относится к классно урочной системе обучения. Ему присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки обучения (45 мин), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.

Каждый урок несёт в себе определённые цели. Их четыре: обучающая,закрепляющая (основной смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и их использовании на практике), развивающая (характер которой предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы) и воспитывающая.(важнейшим аспектом которой является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность)

3.Виды уроков ИЗО и их структура

Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:

1.Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного и

сообщение нового материала,

2.Уроки устных и практических упражнений, на которых

осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

3.Уроки письменных упражнений,

4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного

периода обучения и в конце года(47,с.97)

Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С.:

1.Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.

Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:

1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(35, с.233)

2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (35, с.258)

3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».(35, с.290)

4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».

Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.

В.С.Кузин рекомендует четыре вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока.

Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определенная структура. Для урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.

Основными элементами урока являются:

1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.

2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.

3.Объяснение последовательности работы.

4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.

5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.

Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.

Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: