Проблемы совершенствования законодательного процесса в России

1.Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия.

2. Другой блок проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам.

3. проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

4. проблема - это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

5. проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Для совершенствования законодательной деятельности, во-первых, на мой взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Совершенствование законодательной деятельности заключается в обеспечении четкости осуществления всех стадий законодательного процесса его участниками,

20. Законодательная техника: понятие и основные приемы.( понятие, приемы(средства) – юрид.терминология, юр.конструкция, правила построения нормат.акта, текст документа), классификация юр.техники)

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов, правил, используемых при выработке, принятии, опубликовании, применении, толковании и систематизации нормативных правовых актов.

Юридическая техника включает в себя правила, приемы, способы, используемые при выработке, принятии нормативных правовых актов, их систематизации (законодательная техника), а также в процессе выяснения, формулирования и обработки правоприменительных актов. Часто термин «юридическая техника» используют в узком смысле – как правотворческую технику. Приемы: 1. Важнейшим средством юридической техники является юридическая терминология. В правовых документах используется терминология трех видов: общеупотребительная, специальная юридическая и специальная неюридическая. Наиболее распространенными правилами применения юридической терминологии являются: ясность, простота терминов; единство терминологии, тождественность их употребления в законодательстве; использование общепризнанных терминов, их устойчивость. 2. Юридические конструкции – это технико-юридический прием выражения воли субъекта правотворчества, с помощью которого осуществляется построение нормативного материала, соответствующее определенному типу сложившихся правовых отношений, юридических фактов и их связи между собой. Примерами юридических конструкций являются состав правонарушения, судебный иск. 3. правила и средства построения нормативных правовых актов. Например, к правилам можно отнести: необходимость включения в один нормативный правовой акт однородного материала; издание специальных норм должно следовать за изданием общих, процессуальных – за изданием материальных и т. п. 4. Средством выступает, например, текст документа: его реквизиты, деления на Общую и Особенную части, наличие преамбулы; статья, ее абзацы, пункты, части; деление акта на главы, разделы и т. п.

классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, 2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акт а делится: 1) на правотворческую технику; 2) правоприменительную технику; 3) интерпретационную технику.

21. Нормы права. (понятие, признаки, структура – гипотеза нормы, диспозиция (простая,ссылочная, бланкетная), санкция(абсолютно –определенные, относительно-опред-е,альтернативные);виды правовых норм – исходные, нормы правила поведения, императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные, управомочивающие, обязыв-ие,запрещ-е).изложение норм права в сатье норм-прав.акта.

Норма права – общеобязательное веление (правило), выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права:

1) отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения);

2) представляет собой модель регулируемых общественных отношений (моделирование – это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности; мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях, о состоянии общественных отношений облекается в форму модели; средства выражения модели разнообразны – естественный язык, формулы, конструкции, цифры и др.);

3) отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости (проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации; это – процесс (растянутый во времени) абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения, «равный масштаб для различных лиц»);

4) обладает общеобязательным характером (означает неукоснительное соблюдение и исполнение нормы, предполагает обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека; реакция может быть положительной, если поведение соответствует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются).

Структура любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Нормы права, устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, то есть являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию.

1.Гипотеза юридической нормы – это часть юридической нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать (реализуется) норма.

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту. Иными словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму. Например, в соответствии с семейным законодательством (ст. 12 Семейного кодекса РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим действие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с некоторыми обстоятельствами, названными в ст. 14 Семейного кодекса РФ: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).

2.Диспозиция юридической нормы – часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений (субъекты права).

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство (это модель правомерного поведения).

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:простая – диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ч. 1 ст. 126 Уголовного кодекса РФ – «Похищение человека [1] наказывается…»; ч. 1 ст. 241 Уголовного кодекса Республики Корея – «Лицо, состоящее в браке и совершающее прелюбодеяние, подлежит наказанию…»);– описательная – диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения (например, ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ – «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается…»);– ссылочная – диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (например, п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ – «Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с гл. 16 настоящего Кодекса …»).

Разновидностью ссылочной диспозиции является бланкетная диспозиция, которая для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам (бланкам) и др. (например, ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, …наказывается…», то есть, дана отсылка к Правилам пожарной безопасности в России).

3.Санкция правовой нормы – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате (вследствие) нарушения диспозиции нормы права.

В санкции выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым – средством укрепления законности и правопорядка.

Санкции классифицируют:

1. По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий выделяют:

абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др., например, ч. 2 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ; ст. 118 Налогового кодекса РФ);

относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального (это многие санкции уголовно-правовых и других норм с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от… до… лет» или «наказывается лишением свободы сроком до… лет»; например, ч. 1 ст. 132 Уголовного кодекса РФ – «Мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера с применением насилия… наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет», ст. 13.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ – «Повреждение телефонов-автоматов – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей»);

альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее целесообразное для решаемого случая (например, ст. 6.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ – «Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток», ст. 214 Уголовного кодекса РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: