Схема воспитательного процесса

I блок II блок III блок
Теория воспитания. Сущность, цели, задачи, принципы воспитания, закономерности. Методика воспитательного процесса. Методика организации жизнедеятельности воспитанников (КТД). Виды деятельности: познавательная трудовая досуговая спортивная ценностно-ориентационная художественно-творческая игровая. Педагогическая технология (приемы, методы воздействия). Педагогическая техника (речь, мимика, жесты, позы, пантомимика) Технология педагогического общения Технология педагогического требования Технология разрешения педагогического конфликта Педагогическая рефлексия, анализ Педагогическая оценка Технология и информационного воздействия

Практическая реализация данной педагогической технологии выстраивается как воплощение ее слагаемых: педагогическое общение, педагогическая техника, педагогическая оценка. Воспитательный процесс нельзя представить без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций.

Основу данной педагогической (воспитательной) технологии составляет определенная концепция воспитания, представленная в работах Н.Е. Щурковой.

Если исходить из понимания воспитательной технологии, данного в статье О.В. Еремкиной «Воспитательные технологии», то воспитательная технология связана с совокупностью приемов и методик, с помощью которых достигается основная цель - приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Хотя далее автор выделяет следующие системнообразующие компоненты:

- диагностирование;

- целеполагание;

- проектирование;

- конструирование;

- организационно-деятельностный (содержательный);

- контрольно-управленческий.

Воспитательная технология, по мнению автора, позволяет организовать воспитательный процесс, состоящий из определенных взаимосвязанных этапов и пошаговых действий.

Мы считаем, что основу понятия воспитательная технология может составить следующее определение педагогической технологии, данное В.П. Беспалько, это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующего успех педагогического процесса (воспитательного процесса).

Наиболее существенными признаками технологии являются:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методическая, философская позиция автора;

- технологическая цепочка педагогических действий, операции, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технологических возможностей, диагностического общения;

- элементы воспитательной технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом и гарантировать достижение планируемых результатов;

- органической частью воспитательной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов воспитательного процесса.

Для нас представляет интерес точка зрения В.А. Сластенина, который считает, что соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования процесса обучения и воспитания. Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование, поддержка, анализ и оценка и других более конкретных задач типа организации начала урока.

На основании этого можно предложить следующую классификацию воспитательных технологий.

Технология конструирования воспитательного процесса. Конструирование включает в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Действия педагога направлены на конструирование целей, содержания, методов, форм и программ действий своих и воспитанников.

Соответственно технологию конструирования воспитательного процесса можно представить как единство технологии конструирования цели и содержания в воспитании, технологии конструирования средств (методов, приемов, форм и др.) и технологию конструирования деятельности. Результатом конструктивной деятельности является планирование (планирование работы классного руководителя).

Технология организации воспитательного процесса. Она представляет собой единство технологии организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, технологии стимулирования активности воспитанников, их поддержки, ориентации на успех, технологии регулирования и корригирования воспитательного процесса, технологии получения обратной связи. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся по существу реализацией замысла и проекта функционирования воспитательного процесса.

Технологии педагогического общения. Общение в воспитательной деятельности педагога – это средство решения воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей; обусловливающих успешность воспитания.

Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умении доступно передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве убедить партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.

Кратко описанные воспитательные технологии являются общими, они представлены как единство частных технологий.

Такое понимание воспитательной технологии позволяет упорядочить известные в педагогике взгляды и успешно овладевать технологическими умениями и навыками.

В данной главе не ставилась цель дать подробное описание различных конкретных воспитательных технологий, это задача другого учебного курса, но студенты могут познакомиться со многими воспитательными технологиями, самостоятельно овладеть ими, успешно применять на практике, изучив предложенную в списке литературу и выполнив задания для самостоятельной работы.

Основные понятия

Технологическое обеспечения, педагогическая технология, общие и частные педагогические технологии, технологические компоненты, технология конструирования, технология организации воспитательного процесса, технология педагогического общения.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность воспитательной технологии?

2. Каковы основные признаки педагогической технологии?

3. Что общего и отличного в понимании воспитательных технологий разными авторами?

4. В чем особенности технологии конструирования и организации воспитательного процесса?

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите технологию организации воспитательного дела. Подготовьте проект воспитательного дела, проведение которого возможно в период педагогической практики.

2. Познакомьтесь с технологией организации коллективного творческого дела. Организуйте коллективное творческое дело со своими однокурсниками.

3. Подготовьте выступление по теме: «Технология планирования воспитательного процесса». Предложите однокурсникам конкретные процедуры планирования.

4. В книгах Н.Е. Щурковой разработана и описана технология ценностного взаимодействия педагогов и воспитанников. Выпишите этапы и особенности ее реализации.

5. Познакомьтесь с воспитательными технологиями, представленными в книгах Н.Е. Щурковой. Какие из них вы могли без труда реализовать в практической деятельности? Какие из них вызывают затруднение, почему? Апробируйте отдельные технологии в студенческой группе?

6. Составьте справочник-путеводитель «Воспитательные технологии».

7. Составьте технологический словарь для педагогов-воспитателей.

8. Разработайте проект авторской частной воспитательной технологии.

Возможные темы рефератов, курсовых работ

1. Теоретические основы воспитательной (педагогической) технологии.

2. Технология организации групповой деятельности детей.

3. Технология самовоспитания и самосовершенствования человека.

4. Технология деятельности классного руководителя в современной школе.

5. Целеполагание в воспитательном процессе.

6. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК?. – М., 1997

4. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994

5. Краткий справочник по педагогической технологии. – М., 1997.

6. Монахов В.М Аксиологический подход к проектированию педагогической технологии. // Педагогика. 1997, № 6, с 27-29.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.

8. Питюков В.Ю Основы педагогической технологии. – М., 1997.

9. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Р., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1997.

12. Собранье пестрых дел: методические материалы для работы с детьми / Сост. Н.Е. Щуркова. – М., 1984.

13. Щуркова Н.Е., Питюков Л.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

14. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.

15. Шмачилина С.В. Технологии? Технологии…Технологии! – Омск, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: