Фундаментальные проблемы экономики

Общество всегда стоит перед проблемой: как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которые у него имеются, чтобы полнее удовлетворить потребности всех субъектов экономики. Оно должно добиваться того, чтобы максимизировать выпуск экономических благ. Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить?

ЧТО производить? Ответ на поставленный вопрос, что производить,
представляется очевидным: надо производить и средства производства, и
предметы потребления. Мы должны учесть, что требуется производить самые разные
виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей. Ответ на вопрос, что производить, предполагает не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный
краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может
быть достигнуто за счет сокращения другого.

КАК производить? Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. Можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников, но самым выгодным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств.

ДЛЯ КОГО производить? Решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: