Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен.
Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:
1. величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от применяемой технологии и цен ресурсов, используемых в данном производстве;
2. налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
3. наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара;
4. количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению рыночного предложения;
5. ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения (рис. 8.3), изменение объема предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения
При данной цене на товар предложение равно Q\. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q\. Кривая S сместится в положение Si.
При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1 < Q2.
Кривая S сместится в положение S2.
Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - ES:
4Qs: лр Qs ' p ’
где AQS/QS - изменение объема предлагаемой продукции;
ЛР/Р - изменение цены.
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Для практических расчетов часто используют формулу:
Qs2 - Qs1. P2 - Р1
QS>
Предложение может быть: эластичное (ES>1), неэластичное (ES<1), характеризоваться единичной эластичностью (ES=1), быть совершенно эластичным (ES= да) и совершенно неэластичным (ES=0).
Степень эластичности предложения зависит от:
1. способности производства к быстрой переналадке;
2. возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
3. фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.