Различают эластичность: ценовую; перекрестную; по доходу.
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).
Для практических расчетов часто используют формулу:
AQd2 -AQd1 АР2 -Р1
Ed --------------------:----------,
AQdx Pi
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя).
В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться.
Виды ценовой эластичности спроса
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить:
1. спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
2. спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
3. спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
4. спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
5. если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
1. количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
2. удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
3. характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
4. фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;
5. степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен.
Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab).
AQa. Apt
Qa ' P
где AQa/ Qa - изменение спроса на товар a;
APt/ Pb - изменение цены на товар b.
Если:
Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые;
Eab < 0, то товары a и b - взаимодополняющие;
Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга.
Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (Ej).
AQ: AJ_
Q ' I где AQ/Q - изменение спроса на товар;
AI/I - изменение дохода.
Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Е > 0.
Для товаров низшей категории - отрицателен, т.е. Е < 0.