Различают три формы конкуренции:
1) функциональную;
2) видовую (личностную);
3) предметную.
Функциональная конкуренция -возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая(личностная) конкуренция - т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.
Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):
47. ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (вступил в силу с 26.10.2006)
ПП РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)
Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.
В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка:
1) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;
2) вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
3) определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;
4) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).
Антимонопольное законодательство основывается на КРФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных ФЗ, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг.
ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.
Цели ФЗ «О защите конкуренции» — обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Действие ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные ю/л, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, ф/л, в том числе ИП.
Положения ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым на территории РФ соглашениям между российскими и иностранными ю/л либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются условия:
1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;
2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.
ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.
Хозяйствующий субъект — ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Положения ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на группу лиц, которой признаются:
1) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, владеющие более чем 50% голосов этих обществ (товариществ);
2) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, осуществляющие в них функции единоличного исполнительного органа;
3) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если они на основании учредительных документов обществ (товариществ) или договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;
4) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если по их предложению назначен или избран единоличный исполнительный орган (или более 50% коллегиального исполнительного органа, или совета директоров) этих обществ (товариществ);
5) хозяйственные общества (товарищества), в которых более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же ф/л или ю/л либо составляют одни и те же ф/л или ю/л;
6) лица, являющиеся участниками одной и той же ФПГ;
7) ф/л, его близкие родственники;
8) лица, каждое из которых входит по предыдущим пунктам в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо основанию.
Определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию.
Подзаконные НПА развивают отдельные положения антимонопольного законодательства (постановления Правительства РФ и приказы ФАС РФ).
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)
Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы МСУ (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:
существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.
ФАС осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои террит. органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.
Функции ФАС:
1) обеспечение гос. контроля за соблюдением антимоноп. законодательства органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами и организациями, гос. внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л;
2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению его нарушения и привлечению к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства указанными субъектами;
4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.
Полномочия ФАС:
1) возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний (о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений; о прекращения злоупотребления доминирующим положением; о прекращении недобросовестной конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения и др.);
3) выдача органам исполнительной власти, органам МСУ, иным осуществляющим их функции органам или организациям, государственным внебюджетным фондам обязательные для исполнения предписания (об отмене или изменении актов, о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных его нарушений; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции);
4) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц органов исполнительной власти, органов МСУ, ф/л;
5) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (о признании недействующими либо недействительными противоречащих антимонопольному законодательству НПА, договоров; о ликвидации ю/л; о взыскании в фед. бюджет дохода, полученного вследствие его нарушения; о признании торгов недействит.; о понуждении к исполнению решений и предписаний ФАС);
6) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;
7) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
8) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства.
С предварительного согласия ФАС осуществляются действия (предварительный государственный контроль за экономической концентрацией):
1) слияние, присоединение создание коммерческих организаций (если суммарная стоимость активов более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35% (для финансовых организаций — предела, установленного Правительством РФ, а для кредитных организаций — установленного Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));
2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО (долей ООО) (если суммарная стоимость активов приобретающих более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35%; стоимость активов приобретаемого более 150 млн. рублей; если приобретающее лицо (не владевшее получает право распоряжаться более 25% акций (более 1/3 долей); владевшее не менее чем ими — более 50%, а владевшее не менее 50% — более 75% акций (2/3 долей))).
Указанные сделки осуществляются без предварительного уведомления ФАС (с его последующим уведомлением), если они осуществляются лицами, входящими в одну группу.
В целях получения предварительного согласия ФАС заинтересованные лица представляют ходатайство, по результатам рассмотрения которого ФАС в течение 30 дней принимает решение (об удовлетворении ходатайства (если сделка или действие не приведут к ограничению конкуренции); о продлении срока рассмотрения ходатайства (для получения дополнительной информации); об отказе в его удовлетворении (если сделка или действие приведут к ограничению конкуренции)).
При нарушении порядка получения предварительного разрешения (организация, созданная без предварительного согласия ФАС ликвидируется или реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску ФАС; сделки, осуществленные без предварительного согласия ФАС, признаются недействительными в судебном порядке по иску ФАС).
Антимонопольный орган должен быть уведомлен (последующий государственный контроль за экономической концентрацией):
1) коммерческими, финансовыми организациями о создании, слиянии, присоединении (суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей — в течение 45 дней (для финансовых организаций указанная величина устанавливается Правительством РФ, для кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));
2) лицами, приобретающими акции (доли) или имущество или активы финансовых организаций (если суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей; для приобретаемого — 30 млн. рублей либо если для одного из них доля на рынке более 35% — в течение 45 дней).
Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов:
1) указанные субъекты обязаны обратиться в ФАС с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства (вместе с заявлением предоставляются сведения в соответствии с перечнем, утвержденным ФАС);
2) в течение 30 дней ФАС принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения указанным требованиям, срок может быть продлен ФАС не более чем на 20 дней (несоответствие — ограничение конкуренции; недостоверность сведений);
3) решение ФАС прекращает свое действие, если соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия решения;
4) ФАС вместе с решением о соответствии проекта указанным требованиям вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции;
5) ФАС вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения указанным требованиям (если были представлены недостоверные сведения; субъекты не выполняют требования предписания, выданного вместе с решением о соответствии проекта соглашения указанным требованиям);
6) финансовые организации обязаны направлять в ФАС уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами МСУ, любыми организациями (исключение:
а) соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ; б) соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг; в) соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности).
48. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Органы регулирования естественных монополий создаются (образуются) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, они вправе для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
49. Инвестиционная деятельность -- вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В зависимости от содержания традиционно выделяют следующие виды инвестиционной деятельности:
· прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). К примеру, прямой является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений.
· ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита;
· "портфельная" - вложение инвестором средств в ценные бумаги.
Вообще же говоря, инвестиционная деятельности может носить различный характер. Она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами. Примером служит деятельность инвестиционных фондов. Таким образом, в данном случае инвестиционная деятельность является предпринимательской. Инвестиционная деятельность может носить и разовый, не предпринимательский характер. В качестве примера приведем приобретение физическим лицом акций - вложение средств в ценные бумаги ("портфельные" инвестиции).
Инвестиционная деятельность может рассматриваться как источник привлечения дополнительных сумм в существующее или организующееся производство. В этой ситуации характер инвестиционной деятельности следует оценивать с разных позиций: как средство получения прибыли - для вкладчиков (инвесторов) и как средство привлечения материальных и нематериальных благ - для пользователя или иного субъекта инвестиционной деятельности.
Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности), Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в РФ", Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции", Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. "О Бюджете развития РФ", Федеральный закон от 29 октября 1998 г. "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. 29 января 2002 г.), Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах".
Исходя из понятия инвестиционной деятельности, специалисты условно выделяют три этапа ее осуществления. Эти этапы явно прослеживаются, когда речь идет о реальных инвестициях или прямой инвестиционной деятельности.
1. Подготовительный этап. На этом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. При этом, когда речь идет об инвестициях в действующее производство, вопрос об их целесообразности обычно не возникает, так как решаются назревшие проблемы. Если же необходимы организация производства и продвижение на рынок нового товара, то на первый план выходят расчеты окупаемости и эффективности. С этой целью проводятся маркетинговые исследования, изучаются инвестиционные возможности.
Обязательным мероприятием на этом этапе является составление инвестиционного проекта, в который входят обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Неотъемлемой частью инвестиционного проекта служит бизнес-план, включающий описание практических действий по осуществлению инвестиций. В бизнес-плане, в частности, должны быть отражены суть проекта, средства его финансирования, сметная стоимость проекта, сроки осуществления работ (услуг), срок окупаемости.
Срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Применительно к государственным инвестициям порядок оценки эффективности инвестиционного проекта определен в Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ. В качестве Приложения № 1 к данному акту приведен Макет Бизнес-плана.
Законодательство содержит также понятие приоритетного инвестиционного проекта. Так, согласно ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ и который включен в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Первый этап заканчивается, как правило, подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков и порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и др. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.
2. Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации бизнес-плана, т. е. по исполнению инвестиционного проекта. Это могут быть строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, пусконаладочные работы, приобретение машин и оборудования, осуществление работ, связанных с их установкой, и др. На практике элементом этого этапа является календарный график выполнения инвестиционной программы со следующими Темами: наименование работ, ответственный исполнитель, срок и начала и окончания работ, порядок приемки выполненных работ (акт, отчеты), отметка о выполнении. Отличающиеся большим разнообразием, действия по реализации инвестиционного проекта облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров. Это могут быть договоры, направленные на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг, лицензионные и иные гражданско-правовые договоры. Вместе с тем, заключение и исполнение разного рода договоров на данной стадии инвестиционного процесса преследуют главную юридическую цель - реализацию инвестиционного договора, а деятельность участников должна осуществляться в соответствии с инвестиционным законодательством. Второй этап завершается созданием объекта инвестиционной деятельности.
3. Эксплуатационный этап. В течение этого этапа осуществляется организация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, создается система сбыта нового товара и т. п. В это время компенсируются инвестиции и затраты на осуществление инвестиционного проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта. Зачастую на практике данные об оценке выполнения инвестиционного проекта сводятся в таблицы, составляемые по следующей схеме: наименование объекта инвестиций, срок выполнения (по плану и фактически), инвестиции (по смете и фактически), срок окупаемости затрат (расчетный по программе и ожидаемый), причины отклонения от сроков.
50. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
51 Теория и практика международного инвестиционного права режимы иностранных инвестиций делит на абсолютные и относительные. Первые базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации, справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать обязательства, касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права. Ко вторым относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений. Справедливый и равноправный режим является традиционным общепринятым обычаем в международном праве, тесно связанным с классическим определением так называемого «должного прилежания», хотя его значение точно не определено. В официальном комментарии статьи 1 проекта Конвенции о защите иностранной собственности указывается, что «справедливое и равноправное обращение означает минимальный международный стандарт, который составляет часть обычного международного права. В соответствии с этой точкой зрения данный стандарт охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе принцип недискриминации, обязанность защищать иностранную собственность и международный минимальный стандарт.
Под принципом наибольшего благоприятствования понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить другому договаривающемуся государству, в той или иной указанной в договоре сфере их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Формула «которое он предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» охватывает режим, которым пользуется любое третье государство, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или правоприменительной практике.
Национальный режим – это такой режим, при котором права инвесторов на территории принимающего государства определяется, в основном, местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала.
52. Инвестиционный договор – наиболее распостраненная форма соглашения о строительстве объектов недвижимости, заключенных для реализации инвестиционных проектов, а также для преобретения инвестором объектов находящихся в гос собственности. Ин договор содержит: -срок действия, - объект и объем инвестиционной деятельности; - права и обязанности инвестора; - дополнительные правовые гарантии РБ; -ответственность сторон за несоблюдение условий договора; - порядок и орган распределения споров.
Концессия – это договор о передаче на возмездной основе на опред. срок права на осущ-ние на терр-и РБ отдельного вида деят-ти, на которую распростр-ся исключит. право гос-ва.
Объектами концессии м. б. недра, воды, леса, земли, а также объекты, наход-ся в собств-ти гос-ва. Сущ. 3 вида концес. договоров:1) Полный;2)Договор о разделе продукции;3) Договор об оказании услуг.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено, устанавливаются федеральными законами.
Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства, отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений полезных ископаемых и др.
Сторонами соглашения являются:
- Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
- инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.
Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. Существует также возможность бесконкурсного заключения соглашения.
Под лизингом понимают долгосрочную аренду сроком от 1 до 20 лет; арендатор преследует цель производственного использования объекта лизинга, при этом за арендодателем сохраняется право собственности на весь срок аренды. Участниками любой лизинговой сделки являются 3 субъекта: лизингодатель, продавец лизингового имущества и покупатель.
Актуальность и необходимость лизинга обусловлена следующими причинами:
1) недостаток финансовых средств у предприятия и возможность получения средств производства в пользование;
2) дает возможность получить и использовать оборудование, машины, транспортные средства задолго до момента их полной оплаты;
3) оживляет инвестиционную деятельность и позволяет использовать средства современной техники.
Различают 2 вида лизинговых операций. Финансовый лизинг – это соглашение, предусматривающее выплату в течение периода его действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателю. Оперативный лизинг – соглашение, срок действия которого короче амортизационного периода изделия.
53. Предпринимательский договор: понятие и виды – это заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны (или одна из сторон) которого выступают в качестве субъектов предпринимательства.
На предпринимательские договоры распространяются специальные нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также общие положения об обязательствах.
Предпринимательский договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности.
К обязательствам стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, применяются общие нормы гражданского законодательства.
Стороны (или одна из сторон) предпринимательских договоров – субъекты предпринимательской деятельности.
При этом гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Договоры между субъектами предпринимательской деятельности, являющимися коммерческими юридическими лицами, предполагаются предпринимательскими.
Договоры, заключаемые с участием некоммерческих организаций, относят к числу предпринимательских в зависимости от целей, которые они преследуют, выступая в качестве стороны соответствующих договоров.
Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение договора.
Законодательство содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В действительности имеет место заключение между предпринимателями ряда безвозмездных договоров. Закон предусматривает запрет лишь на передачу коммерческой организацией имущества в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ). В иных случаях специальная норма п. 2 ст. 690 ГК РФ не запрещает заключение договоров безвозмездного пользования между субъектами предпринимательства.






