Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан

Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут.

Однако в римский период усилились прагматические тенденции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого – М.Т. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды – «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О природе богов». Цицерон утверждает: свойства оратора – активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор – мыслитель, а в тревожных ситуациях – воин.

Во-вторых – это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фаблем Квинтилианом (около 36-96 гг. н.э.)

В-третьих – эстетический фактор в мастерстве красноречия. Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво» (Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.-С.472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится всё выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказания, намёк. Его речи возбуждали мысль слушателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).

В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя её функции в познании; более того, - ставил её во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущности, он приближается к современному пониманию когнитивной (познавательно-коммуникативной) роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в У в. писал, что Туллий был тем, кем философия на латинском языке была начата и закончена.

Как оратор, ритор и мыслитель Цицерон отразил своё бурное время. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру.

Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М.Ф. Квинтилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг.

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечень ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов различных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания – физического, нравственного, общекультурного. Сущность риторики, по Квинтилиану, - союз мысли и слова.

Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны её проблемы:

1) предмет риторики – красноречие и - шире – речь;

2) функция риторики – убеждение средствами мастерства речи, языковой культуры;

3) типы речи и сферы применения красноречия;

4) личностные качества говорящего; его позиция, учёт адресата, а от части и позиция самого адресата;

5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память и, наконец, исполнение;

6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства, особенно в части средств языкового оформления;

7) основы оценки и самооценки речи и её результативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: