История риторики

1. Истоки.

Риторика возникла приблизительно в У в до н.э. как ответ на практическую потребность общества. Политические вопросы в нем решались в Народном собрании; публично, при большом стечении народа, совершался суд; многолюдны бывали празднества, дружеские встречи.

Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы У1-Ш вв. до н.э., назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: ранние натурфилософские школы в различных областях Великой Греции, образы высокой классики афинских мудрецов Сократа, Платона, Аристотеля.

А.Ф. Лосев, мыслитель ХХ в., крупнейший исследователь античной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы.

Первым среди них обычно называют Горгия – философа-софиста. В диалоге Платона «Горгий» изложены основные научные позиции этого ритора. Горгий много странствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств. Ему принадлежит изречение: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…»

Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов – риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - но и сам он был, несомненно, бесконечно одарен от природы.

Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:

а) инвенция – в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи;

б) диспозиция, или композиция, в русских риториках – расположение;

в) элокуция и орнамента – выражение и украшение; последняя – самая объемная часть – впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);

г) мемориа – запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, её высокой готовности;

д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

Традиции древности прослеживали такие связи риторики:

с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы мышления;

с философией – мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы.

с политикой - проблемы власти и свободы, собственности, войны и мира;

с юриспруденцией – права и обязанности человека, судебная практика;

с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр.

Остро ставился вопрос ценности истины – эллины были тверды в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли смерть отказу своих убеждений.

«Риторика» Аристотеля

Автор «Метафизики», «Логика», «Политика», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего времени труд в трёх книгах – «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.

Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и человеческому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как «благополучие, окрыленное добродетелью». Критерии счастья – уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное – «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это – высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми, которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т.е. в этом отношении не равны с выступающим перед ними.

Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика – учение об обществе и управлении им. Во многом риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель – одобрять или отклонять что-либо), судебные (их цель – обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача – хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

Так, афинская демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против агрессивной политики македонского царя Филиппа П. Высоко было развито и педагогическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ, его метод получил название сократического: если его ученик терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих выводов.

В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Внимание к интимному общению намечает отход от традиций официальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.

Аристотель создал учение об эпосе, логосе и пафосе – основных категориях научной риторики.

Этос – это уместность речи, её соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.

Пафос - это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос – словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всяки вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство эпоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос – это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать справедливость. Пафос – стремление выяснить правду, добиться ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.

Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.

Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика» - это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: