Развитие мифов и их основное качество

Миф, как устойчивое представление о том или ином факте или явлении социальной жизни, возникает в контексте общественной жизни определенной исторической эпохи. Кризис социальных отношений в Римской империи вызвал к жизни историю об иудейском проповеднике Иисусе Христе, которой были приданы соответствующие мифологические свойства. В то же время, множество других новых религиозных установок, возникших в ту же эпоху, не получили широкого признания и остались малозначительными фактами.

Устойчивость мифа определяется, в первую очередь, гармоничностью связей с мировоззренческими установками, уже существующими в обществе. Не являясь по определению чистой информацией, он, тем не менее, должен нести в себе такие элементы, которые, оказывая воздействие на мыслительную и чувственную сферы человеческого сознания, заставят аудиторию, по меньшей мере, поверить в возможность описываемого. Идеал мифа - сделать гиперболизированное описание частного случая примерной моделью поведения. Современные политизированные или идеологизированные мифы обладают свойствами ассоциативного воздействия, позволяющими в определенной ситуации вызвать нужную реакцию. Например, счастливое завершение классического мифа в современных условиях подменяется лишь показом возможности преодоления кризисной ситуации.

Помимо правдоподобности миф должен опираться на конкретную традицию, существующую в обществе. Невозможно внедрить в общественное сознание самые совершенные жизненные ценности, противопоставляя их традиционным. Формирование новой мифологии всегда подразумевает ее слияние с уже существующими корнями. Так, при распространении христианства среди славян старые земледельческие и другие праздники были приурочены к дням церковного календаря. Старые боги постепенно слились с христианскими святыми и по большей части утратили свои имена, но перенесли свои функции и атрибуты на этих святых. Перун продолжал почитаться как божество грозы под именем Ильи Пророка, Велес - под именем святого Власия, Мокошь - под именем святой Параскевы (святой Пятницы). Подобная методика применялась и в отношении кельтских божеств (Св. Патрик и др.)5.

В современной жизни связь с традицией не утратила своей значимости. Например, М.Элиаде отмечал очевидную связь идеократических режимов с древнейшими традициями как основную причину их популярности среди широких масс населения.

Основным качеством мифа, в отличие от чистой информации, является то, что он всегда рассчитан на конкретный результат. Миф должен производить впечатление, и это либо удается, либо нет. Так, результатом воздействия мифа может быть: действие; изменение характера действия; формирование или изменение взглядов на событие или явление; бездействие как активная позиция; отсутствие результата, когда это является целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: