Структура и характер воздействия мифа

Одной из причин, по которой миф не использовался в качестве научной категории, помимо многозначности применения этого понятия, является его аморфный характер. Будучи продуктом человеческого сознания, миф проявляется одновременно во множестве форм. Устойчивое представление о чем-либо может, при рассмотрении сразных точек зрения, выступать в качестве убеждения, предрассудка, заблуждения, курьезного факта или совершенно отвлеченной информации, не представляющей никакого интереса. Это относится практически ко всем сферам человеческой деятельности, но наиболее ярко проявляется в культурной и религиозной сферах, когда обычаи, пристрастия или религиозные культы определенного общества (особенно т.н. "экзотического") представляются совершенно различным образом со стороны его членов, ученых, имеющих определенный набор знаний, или человека, сталкивающегося с ними впервые.

Вместе с этим анализ аналогичных сфер европейской цивилизации показывает тот же, хотя и более скрытый механизм их формирования. Более того, по сравнению с другими культурами процесс мифологизации здесь развивается гораздо более быстрыми темпами, не теряя, тем не менее, характерной черты мифа - его связи с традицией. Так, образование любого устойчивого общества (государства) всегда сопровождается стандартизацией представлений его членов о своем месте в нем.

Исторические примеры с религиозными и идеологическими революциями свидетельствуют о частых неудачах власти в стандартизации мировоззрения народа. Если созданный религиозный или идеологический миф способен изменить мировоззрение значительного числа членов общества, значит материальные и моральные устои данного государственного образования подлежат трансформации. Если правящие круги не угадывают изменения в мировоззренческих установках общества, то они сходят с политической сцены.

Но традиционный взгляд на изменения государственно-политического строя, как основанных лишь на необходимости образования новых материальных отношений, с точки зрения объективного исследователя, не отражает полной картины. Реставрация монархий, пусть в формальном виде, в ряде европейских стран (Великобритании, Испании, Нидерландах, Швеции и т.д.) подтверждает способность власти уловить традиционалистские настроения в обществе. Представления о стабильности всегда связаны с существованием традиционных структур и приверженностью этих структур национальным корням.

Осуществляемые государством ритуальные акты - установление памятных дат, празднование годовщин исторических событий, чествование выдающихся деятелей современности, уважение к символам и атрибутам нации и государства, заявления по поводу происходящих политических и культурных событий - позволяет вырабатывать и поддерживать парадигмы общественного сознания. Само понятие "нация" является мифологизированной интерпретацией нейтрального термина "население", подразумевающей более высокий уровень взаимозависимости и взаимной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: