Использование музыки для психического развития детей

Современные научные достижения в области перинатального развития ребенка подтвердили необходимость его дородового воспитания, что было распространено еще в древнем Китае 2000 лет назад. К развивающим методам перинатальной психологии можно отнести звуковое и музыкальное воздействие на плод, а также тактильно-вербальное общение матери и плода (похлопывание и поглаживание живота при повторяющихся ласковых словах).

М.Л. Лазарев (1996) для двигательного и эмоционального развития плода успешно использовал метод музыкального стимулирования (метод «Сонатал»), включающий музыкальные и вокально-речевые упражнения. Апробация метода проводилась в г.Москве, г.Тамбове, г.Набережных Челнах и др. Во время музыкальных занятий беременные женщины отмечали избирательную реакцию плода на конкретные музыкальные произведения. Оказалось, что дети любят структурированные мелодии (Вивальди А., Моцарт Г., народная музыка, детские песни) и не любят басовые звуки (Бетховен Л., Бах И.С., Лист Ф.). Дальнейшее наблюдение за данной группой детей после рождения показало их более быстрое психомоторное развитие, а также их увлеченность музыкой.

В настоящее время не вызывает сомнения, что звуки окружающего мира, тональность человеческого голоса и музыка влияют на состояние внутренних органов и психику человека. Именно на этой связи строится музыкальная терапия, звукотерапия, звонотерапия, шумотерапия и т.д. Во время прослушивания музыки происходит перестройка биопотенциалов головного мозга, снижение общего уровня кортикальной активности, что обусловливает снятие эмоционального напряжения (Киколов А.И., 1985).

В практической психологии музыка используется при работе с детьми, страдающими заиканием, речевыми и двигательными расстройствами, аутизмом, эпилепсией. Музыкальную терапию применяют при реабилитации людей с психосоматическими заболеваниями (бронхиальная астма, нейродермит, вегето-сосудистая дистония), расстройствами нервной системы (постинсультные, спинальные больные) и стрессовыми расстройствами.

Чрезвычайно важно использовать музыку для эмоционального развития детей. Известно, что произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Л. Бетховена используют в родильных домах для усиленного ухода за преждевременно рожденными младенцами, которые быстрее начинают набирать вес после прослушивания музыкальных произведений (Киколов А.И., 1985).

Е.И. Рогов (1996) также отмечет, что длительное универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения на организм оказывают только хорошо известные классические и народные мелодии. Это произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др. Построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая не осознавалась гениями в момент творения (количество и соотношение длинных и коротких повторов).

В. Кустов (2002), размышляя о «здоровьетворящем искусстве», также считает, что его основой является фольклор, классическое и духовное (церковное) наследие.

«Жанры классической и современной музыки различаются по направленности музыкального воздействия: классическая музыка обращается к эмоциональной сфере, а современная музыка стимулирует двигательную активность и функциональное состояние слушателя. … Особенности восприятия музыки проявляются в цветовых ассоциациях: для классической музыки характерно доминирование желтого цвета, преобладание фиолетового и серого цветов; для современной – доминирование красного цвета, преобладание синего, зеленого, коричневого и черного цветов» (Дергаева И.А., 2005. С.21).

Результаты современных медицинских исследований свидетельствуют о том, что низкочастотные колебания, созданные усилием бас-гитары, к которым добавляются повторяющиеся действия бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на равновесие половых и надпочечных гормонов, так что различные функции контроля и нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. А музыка в стиле «рэп значимо повышает уровень ситуативной тревоги» (Дергаева И.А., 2005. С.22).

«Джазовая музыка может возбуждать низшие инстинкты людей. Более того, чрезмерное подчеркивание неправильных ритмов, напоминающих боевую музыку праотцов, которая применялась для возбуждения воинственности и жажды убивать, может способствовать усилению влияния негативных эмоций на человека» (Кустов В., 2002. С.148).

Семиклассники после сорокаминутного прослушивания рока на некоторое время забывают таблицу умножения. Однако ежедневное пятнадцатиминутное прослушивание классической музыки достаточно для улучшения умственных способностей подростка.

В. Кустов обращает внимание на то, что «рок не является безобидным времяпрепровождением, это наркотик, более смертельный, чем героин, обрывающий жизнь нашей молодежи. Более того, он используется как средство психокодирования» (Кустов В., 2002. С.148).

При прослушивании музыки правополушарных композиторов у человека активизируется правое полушарие, а при прослушивании произведений левополушарных композиторов – левое. Например, при прослушивании органной музыки левополушарного И.С. Баха, у правополушарных людей может наступать состояние усталости, тревоги, раздражения, эмоционального перевозбуждения.

К правополушарным композиторам относят Г. Берлиоза, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Г. Малера, А. Скрябина, П.И. Чайковского Я. Мендельсона, С. Прокофьева, Ж.Ф. Рамо, М.П. Стравинского, П. Хиндемита (Голицын Г.А., Данилова О.Н., и Р. Шумана, а к левополушарным – И.С. Баха, Г.Ф. Генделя (Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М., 1988).

Наибольшее воздействие на психофизиологическое состояние человека оказывает органная музыка, колокола и гусли. Недаром в русских народных сказках гусляр, играя на гуслях, побеждал вражеские войска, уводя их за собой в море.

Совпадение ожидания звука с реальным развитием музыкальной фразы создает чувство удовлетворения. Музыкальное произведение, состоящее из неожиданностей (кокофония) и бесконечно тянущаяся нота может привести к психическим нарушениям. Физиологическое воздействие музыки на человека связано с тем, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма, поэтому необходимо для прослушивания подбирать произведения со строго выдержанными ритмами, максимально совпадающим с биологическими ритмами человека. Используя музыку как раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритмы маршей, предназначенные для походов, обычно чуть медленнее спокойной работы сердца. При таком ритме музыки можно маршировать очень долго, не испытывая усталости. Марши для парадных шествий более энергичны, их темп составляет 72 такта в минуту. Это превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому марши с ритмом 2\4 и 4\4 оказывают бодрящее мобилизующее действие. Ритмы вальса 3\4 оказывают успокаивающее действие (Рогов Е.И., 1996).

При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы людей, подвергающихся воздействию музыки. А.А. Коротаев показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности людей с сильной и слабой нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает деятельность, неприятная – ухудшает. В напряженной ситуации направление изменения в деятельности у людей с сильной и слабой нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается противоположным. У людей с сильной нервной системой приятная музыка улучшает деятельность, у людей со слабой нервной системой под влиянием приятной музыки обнаруживается четкая тенденция к ухудшению деятельности и усилению нервно-психического напряжения через 15 минут после начала прослушивания (первые 15 минут идет улучшение деятельности). Неприятная музыка в напряженной ситуации оказывает в большей степени отрицательное воздействие на людей с сильной нервной системой. Люди со слабой нервной системой как бы отключаются (Рогов Е.И., 1996).

По мнению Е.И. Рогова «для того, чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой». И далее: «Достаточно провести восемь-десять сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента» (Рогов Е.И., 1996. С.515-516).

Для музыкального тренинга подбираются произведения в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функциональные системы:

- Для коррекции раздражимости, агрессии можно использовать «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;

- Для развития внимания и сосредоточенности – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана;

- Расслабляющее воздействие - «Баркарола» и «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, «Лебедь» К. Сен-Санса;

- Тонизирующее воздействие - «Кумпарсита» Х. Родригеса, «Аделита» Ф. Тарега, «Шербургские зонтики» М. Леграна.

Успокаивающий вариант музыкального тренинга (Рогов Е.И., 1996):

- И.С. Бах. Прелюдия №1 (2 мин.). Установка на состояние покоя и отдыха.

- И.С. Бах. Прелюдия №8 (4 мин. 30 сек.). Расслабление мимических мышц лица.

- И.С. Бах. Хор (3 мин. 30 сек.). Расслабление мышц рук.

- Ф. Шопен. Прелюдия №4 (2 мин. 5 сек.). Расслабление мышц туловища.

- Ф. Шопен. Прелюдия №13 (4 мин. 35 сек.). Расслабление мышц ног.

- Ф. Шопен. Прелюдия № 15 (2 мин. 20 сек.). Регуляция ритма дыхания и сердечных сокращений.

- К. Глюк. «Мелодия» (4 мин. 5 сек.). Выход из состояния расслабленности.

- Ф. Шопен. Прелюдия №17 (3 мин. 45 сек.). Общая активизация.

Мобилизующий вариант музыкального тренинга (Рогов Е.И., 1996):

- И.С. Бах. Прелюдия №1 (2 мин.). Установка на состояние покоя и отдыха.

- И.С. Бах. Прелюдия №8 (4 мин. 30 сек.). Расслабление мимических мышц лица.

- И.С. Бах. Хор (3 мин. 30 сек.). Расслабление мышц рук.

- Ф. Шопен. Прелюдия №4 (2 мин. 5 сек.). Расслабление мышц туловища.

- Ф. Шопен. Прелюдия №13 (4 мин. 35 сек.). Расслабление мышц ног.

- К. Глюк. «Мелодия» (4 мин. 5 сек.). Мобилизация физического и психического тонуса.

- М. Таривердиев. «Мгновение» (1 мин. 45 сек.). Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности.

- Ж. Бизе – Р. Щедрин. «Тореадор» (45 сек.). Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности.

Развивающий вариант музыкального тренинга (Сиротюк А.Л.):

Стимульный материал: магнитофон, аудиокассеты с произведениями И.С. Баха и А. Вивальди, бумага, карандаши, фломастеры, краски.

Участникам тренинга предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения И.С. Баха (или Вивальди А.), записать на листке бумаги свои ощущения (отдых, утомление, раздражение, тревога и т.д.), а затем нарисовать возникшие ассоциации на листе бумаги. Цветовые ассоциации на музыкальное произведение отражают эмоциональную значимость музыкального переживания, помогают наблюдать за динамикой психических состояний детей.

Литература

1. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе //Вопросы психологии. 1988. №5.

2. Дергаева И.А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Ярославль, 2005.

3. Киколов А.И. Обучение и здоровье. М., 1985.

4. Кустов В. Здоровьетворящее искусство //Народное образование. 2002. №2.

5. Лазарев М.Л. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия //Школа здоровья. 1996. №4.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: