Подростковая среда и субкультура
Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Неформальные объединения молодежи – это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков: общества, групп, сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Девиантное, или отклоняющееся, поведение – система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
Педагогическая запущенность – поведение и уровень социально-нравственного развития, не соответствующие требованиям общества, школы к учению школьника.
Педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил:
принцип знания, согласно которому учителя должны знать социокультурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проблемы, тенденции развития, увлечения и многое другое;
|
|
принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивного, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками;
принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.
Главным в работе воспитателя является формирование установки учеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.
Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.