Владимир Мономах - киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ОК. 1130 - ОК. 1182)
Кирилл Туровский - древнерусский мыслитель, разрабатывавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1321-1391)
Сергий Радонежский - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой. Способствовал укреплению авторитета монастырей как очагов образования.
|
|
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (ОК. 1380-1418/22)
Епифаний Премудрый - древнерусский писатель, монах, автор «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», отразивший их образы как «учителям учителей..., добрых пастырей..., неподкупных наставников».
НИЛ СОРСКИЙ (ОК. 1433-1508)
Нил Сорский - церковный и общественный деятель. В его литературном наследии большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей.
АРХИЕПИСКОП ГЕННАДИЙ (?-1505)
Архиепископ Геннадий - новгородский архиепископ, автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготовке более образованных священнослужителей.
МАКСИМ ГРЕК (1475-1556)
Максим Грек - публицист, богослов, переводчик, просветитель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на становление русской науки о языке.
ИВАН ФЕДОРОВ (1510-1583)
Иван Федоров - основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.