Деловой этикет включает ряд правил, составляющих основу кодекса поведения, принятого для цивилизованных бизнесменов. Это своеобразное продолжение вежливости и целесообразности, которые способствуют установлению деловых контактов.
Под имиджем понимают сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются ценные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений высказываемых о нем окружающими. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Поэтому деловой человек должен не только морально отвечать за свои действия, но и следить за внешним видом.
Имидж делового человека складывается из его индивидуального имиджа предприятия или фирмы.
Компоненты имиджа делового человека:
1. Стиль поведения
2. Одежда
3. Осанка
4. Прическа
5. Жесты
6. Мимика
7. Движения
8. Манеры
9. Речь
Стиль поведения - целостный комплекс знаков, создающий определенный образ поведения.
Выявлены следующие стили поведения:
«Слуга» - неуверенность в себе, скованность, пристройка к другим «снизу» Этот стиль крайне нежелателен для руководителя.
«Вояка» - излишняя самоуверенность, агрессивность, заносчивость, нетерпимость к критике, пристройка к другим «сверху». Такого руководителя подчиненные боятся, но не уважают.
«Барин» - сложность, самодостаточность, уверенность в себе. Такой руководитель может вызвать уважение у подчиненных в определенной степени. Но барская снисходительность не всем нравится. Самоуверенность может стать препятствием на пути профессионального роста.
«Демократ» - общение с подчиненными на равных, уважительное отношение к ним, учет их мнения. Это идеальный тип руководителя.