Исторические этапы становления СР в России

периодизация истории с.р. в РФ.

Начало изучения с р. – 19в. 2 подхода изучения истории с р.: светский, конфессиональный При светском подходе 1-м исследователем с р. стал А.Стог в РФ «Об общественном призрении» в 1818г. Его периодизация: 996-14в., 14-17вв., 1701-1775, 1775-1801, 1801-1818

Вновь интерес возник в 70-80 гг. к истории с р. Направления иссл-й: история отдельных этапов с р., история направлений соц помощи, история благотворительных учр-й и общ-в, история изучения соц патологий

Периодизация истории с р. Максимова: благотворительный. Помощь носила стихийный хар-р; становление госуд-сти, зарождается идея госуд помощи; становление госуд идеологии; укрепление госуд помощи и включение общ-х сил; пореформенный

Гелье считал, что все способы помощи можно свети к 3 формам: милосердие, благотворительные учр-я, попечительство

Якобий считал, что надо ориентироваться на историч патологии, за кот следует пандемия (одновременное страдание многих людей) – голод, война.

При конфессиональном подходе работа ведется по направлениям: осмысление практики милосердия в христианской истории, этапы благотвор-ти в РФ, историч тенденции частной христианской благотвор-ти

Бензин, Попков, Рунькевич, Юмков

Тихомиров, Рыбаков 80-90-гг Фирсов, Мельникова, Холостова

История СР - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.

Основные этапы помощи и взаимопомощи в России:

1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и взаимопомощи у славян до 10-го века

Присуща сакрализация процесса взаимопомощи- мифология, культ героя, милостыня, подаяние натуральными продуктами, общественное перезахоронение. Эти традиции выступали в качестве сохранения мирских отношений, единого общинного пространства. «Институт старцев» (появляется не сразу), сложились понятия «тот свет» и «этот свет», «старость», «молодость». Заботу о стариках на себя брала община, если не могла взять семья. Помощь сиротам- мирская помощь, общинная. Появляется институт вдов. Совместное использование рабочего скота.

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с 10 по 13 в.в

Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей соц. группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной гос. религией. С принятием христианства появилась и особая организация — церковь. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

3. Период церковно-государственной помощи с 14-го в. По вторую половину 17 в.

Для этого времени характерны 3 формы поддержки и защиты нуждающихся; монастырская система помощи, гос. система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности.

Массовые бедствия заставляют искать новые организационные формы поддержки, новые формы общественной самопомощи. С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Можно сказать, что намечаются тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи.

4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй половины 19 в.

Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.

5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.

В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство гос. призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение).

Создана гибкая,дифференцированная система гос.-общественного призрения. Попытки гос-ва охватить все слои населения. Призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение под присмотром гос-ва. Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.

6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат гос. призрения проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми гос. потребностями.

Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны».

Появляется институт гос. соц.обеспечения, врачебная помощь, выдача пособий и пенсий. Создание пенсионных фондов, система соц. страхования. Врачебно-трудовая экспертиза(ВТЭК)-научная парадигма гос. регулирования соц. поддержки нуждающимся.

7. Период СР с начала 90-х по настоящее время. Основные формы деятельности: матер. помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, полустационара, временный приют, дневное пребывание, ночное пребывание и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: