Основные современные концепции и модели социальной работы

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Психологи и социологи исследуют часто одни и те же явления, но с разных сторон и с разной степенью проникновения в сущность этих феноменов.

Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению Зимней И. А., отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

Анализ литературы дает возможность свести все эти модели к трем группам: 1. Психолого-ориентированные. 2. Социолого-ориентированные. 3. Комплексно-ориентированные.

К психолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: психодинамическую теорию; ролево-коммуникативную теорию; гуманистическую теорию; кризис-интервентную. К социолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: функционализм; социально-экологическую; социально-радикальную; марксистскую. К комплексным можно отнести следующие: когнитивную (познавательную); социально-педагогическую; витально-ориентированную; социально-психологическую. Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе.

Каждая из теоретических моделей, взятая в отдельности для осмысления социальных явлений, оказывается ограниченной и несовершенной. Поэтому важно в области теории и практики социальной работы не рассматривать отдельные концепции как изолированные, полярные, индифферентные друг другу, а наоборот, ориентироваться на их взаимодополняемость, взаимосоприкасаемость. Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

6. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.

В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые включают следующие четыре концептуальные области:

?Назначение и цели профессии;

?Система ценностей, этика и философия практического направления;

?Основа знаний практического направления;

Методы и средства, используемые в работе.

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.

Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.

Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.

В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт.

Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов – сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом.

Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп.

I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых

II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых.

III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых.

IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми.

V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми.

В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе.

Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации:

организация вокруг имеющихся проблем (или секторов)

организация по территориальному принципу.

Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов.

В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.

В западных странах можно выделить две основные принципиальные системы страхования по безработице:

1. государственное страхование, находящееся в руках тех или иных органов государства. Такое положение наблюдается в большинстве стран;

2. страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Эта система распространена в основном в странах северной Европы и некоторых других, в частности, в Италии, в ее аграрном секторе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: