Экологические аспекты соц р

Под общим понятием экологической проблемы объединяется широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой.

Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее интенсификацией и глобализацией негативных последствий этого воздействия.

Экологические факторы существенно влияют на состояние здоровья нации. Так, уровень радиационного, химического, микроэлементного загрязнения окружающей среды вошел в число обстоятельств, серьезно воздействующий на заболеваемость как в целом по стране, так и по отдельным территориям в особенности. Кроме того, современная экологическая ситуация может поставить под угрозу само существование человека.

В контексте этой проблеме, социальная работа призвана гармонизировать отношения между обществом и природой.

Три важнейших аспекта гармонизации взаимоотношений природы и обществе:

1) гармония познания окружающего мира;

2) гармония создания внешней среды обитания человека, его Дома в широком смысле слова;

3) гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое душевное и духовное здоровье.

Социальные службы организуют клиентам разъяснительные лекции, проводят беседы в рамках этих проблем. Например, социальные работника обращают внимание пожилых на рацион, качество питания. В социальных учреждениях для несовершеннолетних частью общего педагогического процесса является экологическое воспитание. В целом, сеть учреждений социального обслуживания способствует формированию экологического сознание населения.

Соц. экология очень молода, возникла в 20в. Само понятие Э. возникло раньше. Ввел Э.Генель 1886г. Оно образовано из 2-х др.греч. слов: эйкос - дом, жильё, местоприбывания(oikos), логол – слово, учение, наука. По Генелю Э. - одна из отраслей зоологии. Э. первоначально разв. в рамках биологии. Изучаются взаимоотношения общ-ва и окр. среды. На этом этапе возникает наука соц. эк-я. Опред-е предмета ввел Мак Кензи в 1925г. Соц.Эк-я изучает взаимод-е общ-ва и природы (общая трактовка).

Цель: создание усл. для осущ-я жизни

Природа: естественная и искусст-я. Сущ-ет 2 альтернативных подхода:

1. Биоцентризм – акцент на природе. Гл. задача соц. эк-гии и предмет- сохранение и защита природы. Прежде всего, от чел.. Даже за счёт сокращения чел-ой особи.

2.Антропоцентризм- акцент на общ-ве. Гл. задача и предмет – создание усл. для развития и совершен-я чел. и общ-ва, создавая при этом благоприятные для него эк-ие усл-я.

М/у ними – коэволюционизм, кот. делает акцент и на общ-ве и на природе, пытаясь снять крайности первых 2-х подходов, коэволюция, согласованность общ-ва и природы.

Соц.экология – комплексная наука, изуч-я систему взаимод-я общ-ва и природы, с целью нахожд-я оптимальных путей их коэволюции на основе выявления объект-х закономерностей в природе и общ-ве. Соц-я эк-я – наука о выживании ч-ка и чел-ства.

Эк-е проблемы - противоречия, кот. возникают м/у чел. и окр. средой. Обострение этих противоречий приводит к кризисным ситуациям. Эк-е кризисы и катастрофы: природные и антропогенные. Природные (стихийные) - не зависящие от чел. природная сила. Антропог-е кризисы - сопровождаются развитием ч-ой цивилизации, вызываются во многом действиями людей (эрозии почвы, опустынивание территорий и т.д.).

Соц эколог выполняет разл функции – природоохранную, теоретическую (разработка научн парадигм), прагматическую (практич/кадры), прогностическую (система прогнозов), мировоззренческую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: