Аксиологические аспекты с р

Ценности – это значимые для чел представления о благе. Ценность – это всегда отношения чел к предмету, явлению, в кот проявляется признание этого чего-то как значимого. Необходимость реализации ценностей чел ощущает через потребности.

Система ценностей – это структурно и функционально связанная совокупность ценностей, которая позволяет соц раб-ам организ-ть деят и достигать намеченных рез-ов.

Чел как гл ценность цивилизации явл гл ценностью и для с р. Реализация этой ценности – смысл деят спец-та, что означает утверждение чести и достоинства, счастья и благополучия чел, развитие его способностей. Подобное отношение к чел требует заботы о нем, создание благоприятных усл для его жизни. Чел в ТЖС явл ценностью, требующей реализации. Однако такой чел нуждается в особой защите и, помимо сострадания и желания ему помочь, для оказания помощи такому чел нередко требуется спец знания, ресурсы, навыки. Ценностью в соврем мире признается каждый чел вне зависимости от его кач-в и достоинств.

Общ-во явл неизменной средой обитания чел. Сущность чел как соц существа не м/б реализована только в сообщ-ве людей. Только в общ-ве имеют смысл ценность чел и его жизни, чести и достоинства, индивидуальности и самодостаточности, возможна реализация потребностей чел. Жизнь чел регулируется общ-ом с помощью соц институтов. Чел явл продуктом деят общ-ва.

Общ-о. Явл ценностью высокого порядка, т.к. существование чел вне общ-ва, так и общ-ва без чел невозможно. Система «чел – общ-во» представляет собой органичное единство. Высокая ценность общ-ва обусловлена самой сущностью чел как соц существа и явл равной с ценностью чел. Это не только среда обитания чел, но и усл его самореализации. С р. оказывает социализирующее воздействие на чел. В рез-те чел с ОВ, включается в общ-ые отношения в новом кач-ве, выполняет доступные для него соц роли, т.е. выступает как полноценный и полноправный партнер.

Реализация ценности как чел, так и общ-ва невозможна вне деят, а деят предполагает возможность использования чел своих способностей. Для реализации деят чел необходима свобода защищенность, справедливость, труд, коллективизм, равенство, солидарность, ненасилие, экологичность).

Осн ценностями с р. явл чел и общ-во, их благо, совершенствование и развитие. С р. в общ-ве организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности чел-ка, кот явл гл ценностью.

21. Педагогические аспекты с.р.

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыкам», социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения. В процессе социального научения опытные социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации (планы уч деят-ти) и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Что касается перевоспитания, то в нем нуждается сравнительно небольшое число членов здорового коллектива. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы.

Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками, т

Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального/и группового в их взаимосвязи.

Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы.

Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность.

В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты с идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отношениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже человек понимает оценку своих действий, деяний, поступков.

Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.

Развитие личности является сверхзадачей любой человеческой деятельности.

В развитии личности существенную роль играет ее активность. Социальное научение способствует развитию личности при условии интеллектуального богатства окружения, доброжелательного отношения к человеку. Наилучшие условия развития личности создаются при общеш. в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. В коллективе развитие личности происходит более эффективно еще и благодаря организованному или самопроизвольному наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, развитой культурой. Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: