Профессионально этические значимые ценности социальной работы

. Профессионально этические значимые ценности социальной работы.

Их сущность и Типология

Изучением ценностей занимается философская наука аксиология.

Ценности социальной работы. Высшими ценностями является человек и общество. Соц.работа считает высшей ценностью человека вообще.

Такие ценности как Человеческая свобода, которая дает человеку реализоваться, справедливость, защищенность, индивидуальность и социальность, гуманистический смысл социальной работы. Различия дают возможность реализироваться.

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду с проф. Ценностями являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей (мир, труд, равенство, справедливость, человек)

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:

• общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества;

• социетальные — признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

• профессиональные — имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

• индивидуальные — ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Иерархия ценностей:

- человек и общество;

- свобода;

- защищенность;

- справедливость;

- труд;

- коллективизм;

- равенство.

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.

Т.е. социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.

24. основные методы практич. Сц раб.

Научный метод — это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

✓ по направлениям и формам социальной работы,

✓ ее объектам-,

✓ субъектам.

Задача социальной работы — сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

организационные;

социально-психологические',

социально-педагогические-,

социально-медицинские-,

социально-экономические и др.

Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

✓ организационно-распорядительные;

✓ организационно-координационные;

✓ организационно-инструктивные;

✓ организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:

методы психологического исследования:

• наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

• эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;

психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них — метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:

лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

методы исследования жизненного пути — изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:

• психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-

психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; • психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

полифунщиональные методы — предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель — формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.

✓ статистические;

✓ математические;

✓ метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

✓ балансовый;

✓ индексный;

✓ выборочный;

✓ технологический анализ рядов динамики и др.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.

✓ методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

✓ организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

✓ стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

индивидуальные (социальный работник — клиент);

групповые (в группе семей и через семью);

общинные (работа в микросоциальной среде).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

В процессе работы этим методом социальный работник должен:

✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

✓ изучить и уяснить проблему;

✓ мотивировать необходимость социальной помощи;

✓ концептуализировать проблему;

✓ определить и исследовать предполагаемое решение;

✓ выбрать стратегическое направление;

✓ реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.

Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.

теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:

социальных систем — предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

К групповым методам могут быть отнесены.

✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:

✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых — социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.

групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;

модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);

социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

✓ относительной устойчивостью;

✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

✓ применяемые отдельным специалистом;

✓ коллективом социальной службы;

✓ органом управления социальной работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: