Экзаменационный билет № 22

Вопрос 1. Соотношение понятий право и закон.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Юриспруденция — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Закон — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Соотношение права и закона - центральная проблема правоведения и правопонимания.

Пытаясь провести грань между правом, юриспруденцией и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Вопрос 2. Государственный аппарат: понятие, структура, основные принципы организации и деятельности.

Государственная власть реализуется через специальный аппарат управления и принуждения, именуемый государственным аппаратом. Наличие такой разветвленной системы государственных органов и организаций - атрибутивный признак государства. Иногда в литературе различают понятия «государственный аппарат» и «механизм государства», но в настоящей работе они используются как синонимы. Государственный аппарат - закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования Структура гос аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: 1 органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов; 2 органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления); 3 правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственный аппарата:
-Приоритет прав и свобод человека и гражданина -Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности гос. органов. -Разделение властей (на законодат., исполн., судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов -Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов. -Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников. -Федерализма, учета интересов регионов -Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности гос. аппарата и др. Некоторые принципы организации и деятельности гос. аппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.

Таким образом, государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

Ведомство - совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя не один, а множество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения по типу «вышестоящая - нижестоящая организация». Примеры ведомств в Российской Федерации: налоговая полиция, таможенная служба, прокуратура, вооруженные силы, милиция, арбитражные суды и т. д. Государственный орган - некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства. Структурное подразделение - обособленная часть государственного органа (отдел, управление, служба), компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Не обладает внешней самостоятельностью, то есть не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами. Государственный служащий - гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа. Государственная служба - профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования (обязанности, ограничения, ответственность), а с другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено работать по совместительству; быть депутатом или судьей; заниматься любой предпринимательской деятельностью; использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию; получать от частных лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать участие в забастовках; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций; совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти. Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей; достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение; льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи; переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей; защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий; иные льготы, преимущества и привилегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: