Стадии законотворческого процесса

Законотворчество – это деятельность, характеризующаяся рядом признаков, присущих только такой деятельности. Закон закрепляет нормы права, обязательные для исполнения, принятие закона относится к компетенции представительного органа власти. Принимаемые законы не должны противоречить Конституции, а все подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции и законам, принимаемыми представительными органами власти. Для деятельности по изданию законов характерно то, что они принимаются в особом, предусмотренном для такой деятельности порядке, называемом законодательным процессом, который представляет собой элемент правотворческой деятельности, направленной на издание законов. Законодательный процесс представляет собой особую систему процедур по принятию закона.

Законотворчество включает в себя следующие основные стадии издания законов:

1) законодательная инициатива. Сущность данной стадии определяется совокупностью субъектов, которые имеют право на внесение в представительный орган власти законопроекта на рассмотрение, т. е. наличием права законодательной инициативы;

2) подготовка законопроекта. Данная стадия заключается в том, что внесенный законопроект отправляется в соответствующий комитет представительного органа, который назначается ответственным за направленный законопроект. Одновременно законопроект доводится до сведения всех депутатов законодательного органа власти и направляется для его обсуждения Президенту, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

После обсуждения законопроекта он подготавливается к рассмотрению и принятию уже в качестве закона Государственной Думой:

а) рассмотрение и обсуждение закона. Эта стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение закона в трех чтениях. Проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В первом чтении законопроект рассматривается по основным положениям. Во втором чтении законопроект рассматривается с учетом внесенных в него поправок. Третье чтение состоит в том, что законопроект принимается представительным органом власти;

б) принятие закона осуществляется на заседании представительного органа власти. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: