Несмотря на то что система права и система законодательства на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны, это самостоятельные явления и соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, находящихся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенную целостность, единство, т. е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Рассматривая структуру системы права, необходимо это делать в единстве с внешней формой права – системой законодательства, что позволит наиболее правильно и полно определить и различить два на первый взгляд идентичных правовых явления.
Законодательство выступает прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.
Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя – это закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм.
Между системой права и системой законодательства имеются следующие различия:
1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, изданный в определенной форме, содержащий сгруппированные нормы права;
2) система законодательства по объему представленного материала шире системы права, т. к. включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты основывается на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства в связи с тем, что вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;
5) система права носит объективный характер, а система законодательства построена под влиянием субъективного мнения законодателя. Разграничение между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Итак, определение правильного соотношения между системой права и системой законодательства – это система характеристик, позволяющих различить два понятия теории права, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, осуществлении деятельности по их согласованию и правильному применению на практике.