Условия формирования гражданского общества

Гражданское общество – это сложное плюралистическое, многоуровневая система, затрагивающая все сферы жизнедеятельности общества в рамках которой индивид реализует комплекс своих частных интересов и одним из главнейших признаков гражданского общества является его отграничение от государственных структур.

1 этап – Античность (Платон, Аристотель, Цицерон). Зарождение гражданского общества.

Платон: «Идея идеального государства - справедливое и добродетельное общественное устройство»

Аристотель: «государство- достаточная для самодовлеющего состояния это совокупность граждан.

Цицерон: «Закон- это связующее звено между государством и гражданским обществом, а право установленное законом одинаково для всех»

2 этап – В новое время происходило обоснование концептуальных положений гражданского общества, то есть на данном этапе началось формирование теории гражданского общества. Впервые как самостоятельная политико – правовая категория, термин «гражданское общество» был применен в работе Дж Локка «два трактата о гос правлении». Локк рассматривал гражданское общество в рамках теории естественного права и концепции общественного договора. В дальнейшем категория гражданского общества нашла свое развитие в работах Руссо, Монтескье, Канта и Гегеля.

Руссо: «Гражданскому обществу соответствует не все, а только прогрессивные формы гос устройства, основанного на естественно-правовых, договорных началах».

Наибольший вклад в развитие теории «гражданского общества» внес Гегель, именно он дал современную трактовку гражданского общества. Гегель в своей книге «Теория права» дает определение ГО, а именно гражданское общество – это сфера частного интереса, охватывающая семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование и вытекающие из них взаимные связи субъектов. Классическая идея Гегеля о гражданском обществе заключается в том, что гражданское общество – это «дифференция, которая выступает между семьей и гос-ом». В контексте гражданского общества подчеркивается взаимосвязь экономической, политической и социальных сфер гражданского общества и их диалектическая связь с государством, таким образом, Гегель подчеркивает, что наличие гражданского общества уже предполагает в качестве базиса наличие государства, но в концепции гражданского общества по Гегелю не предполагается достижение подлинной свободы граждан.

Кант дает философское обоснование идеи ГО и связывает это с верховенством личности. Во главе он ставит человека, человек должен все создавать своими силами и нести ответственность за содеянное. В природе человека заложено самосовершенствование, а причинами к самосовершенствованию людей являются столкновение многообразных интересов и необходимость их защиты. Условием для самосовершенствования людей будет являться законодательно-обеспеченная гражданская свобода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: