Язык и стиль научной работы

Языку и стилю дипломной работы следует уделять самое серьезное внимание. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность.

Основным признаком научного текста является целенаправленность и прагматическая установка, строгая логическая последовательность. Научный текст характеризуется тем, что в него включается только точные, полученные в результате анализа, наблюдений и научных экспериментов, сведения и факты. Это обуславливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, и использование специальной терминологии.

Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Необходимо употреблять принятые в данной науке термины профессиональной лексики, т.е. слова и выражения, распространенные в определенной профессиональной среде.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная цель, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте, например, «автор полагает...». Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Сейчас стало неписанным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший субъектизм изложению. Выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение, как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте информации.

Ясность - это умение писать доступно и доходчиво.

Краткость - третье необходимое и обязательное качество речи, более всего определяющее ее структуру. Реализация этого качества означает умение избегать ненужных повторов, излишней детализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: