Сведения по истории формирования ландшафтно-средовых комплексов

Объекты ландшафтного дизайна на протяжении всей истории своего развития являлись синтезом природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, живописи, архи­тектуры, музыки, с особенностями быта и выражали изменяющие­ся в каждую эпоху определенные эстетические идеалы.

Объектами ландшафтной архитектуры являлись территории куль­товых сооружений, дворцов правителей и усадеб знати. Уже на этих ранних этапах создания ландшафтных объектов решались задачи тщательной детальной проработки элементов культурного ландшаф­та, хотя ощущалась большая зависимость планировочного решения от природно-климатических условий. Так, например, с системой орошения водоемами и каналами, обеспечивающими создание благоприятных микроклиматических ус­ловий с ощущением прохлады, была связана планировка египетско­го (рис.1) или персидского сада. Но уже на этом раннем этапе развития цивилизации осуществлялись поиски по формированию объектов с учетом эстетических факторов. Так появились сады Семирамиды (рис.2). Их возникновение было продиктовано и эстетическими требовани­ями — украсить, изменить пустынный ландшафт. Именно здесь, несмотря на сложные технические устройства, впервые были использованы все основные средства геопластики в сочетании с расти­тельностью.

Потребность в гармонизации окружающей среды с использова­нием средств ландшафтного дизайна особенно остро проявилась в античный период. Древнегреческие объекты ланд­шафтной архитектуры иллюстрируют великолепную связь архитек­туры с природной средой, удивительную гармонию элементов ис­кусственно созданной среды. Это храмы и агоры, регулярные сады и разнообразные частные сады.

Древнеримские сады также отличались взаимосвязью природ­ных и архитектурных форм. Особенно гармоничными были садики перистилей — прямоугольных дворов, окруженных крытой колон­надой, которые служили составной частью многих античных жи­лых и общественных зданий.

В средние века формирование ландшафтных объектов в большей степени было подчинено утилитарным требованиям. Именно в это время появились аптекарские огороды и осуществлялось выращи­вание плодовых культур и винограда, лекарственных цветов и др.

Несколько иными в этот период были эстетические идеалы Вос­тока. В Китае были созданы самые разнообразные сады: при импе­раторских дворцах, при храмах, домашние сады, сады литературы и др. Все они воплощали особый мир тишины, покоя, красоты природы и отличались высоким мастерством парковых сооружений — мостов, павильонов, скульптурных элементов и др. Особое восхищение вы­зывают маленькие декоративные сады, воспроизводящие мир есте­ственной скромной природы.

Оформление декоративных многообразных садов Японии XIV— XV вв. стало своеобразным видом искусства, и было подчинено, преж­де всего, эстетическим требованиям. Именно здесь блестяще исполь­зовался весь спектр средств ландшафтного дизайна.

В XV—XVI вв. гуманистическая культура европейского возрож­дения способствовала появлению новых приемов формирования лан­дшафтных объектов. В искусстве появилась историческая и пей­зажная живопись, скульптура как вид творческой деятельности. В этот период получили распространение террасированные сады, искусная обработка рельефа, сложные водные системы, смелое ис­пользование растительного материала — стрижка и формовка рас­тений на основе знания их свойств.

В XVII в. французский классицизм с его рациональностью на­шел воплощение в создании великолепного Версаля, где также боль­шое внимание уделялось деталям искусственно созданного ландшаф­та. Именно здесь осуществлялось широкое применение фигурной стрижки зеленых стен, коридоров, беседок, залов и кабинетов, ша­ров, кубов и пирамид; создавались трельяжи — арки, беседки, ог­рады. Также впервые применялись партеры.

В XVIII в. в эпоху Просвещения целью искусства было подража­ние природе. Ланд­шафтные композиции должны были выражать определенные на­строения, часто печальные и меланхоличные, главной осо­бенностью которых было подражание природе, наличие больших пространств и спокойного холмистого рельефа с пологими склона­ми, наличие воды в виде озер или реки со свободными очертаниями берегов, с островами и заливами, создающими интересный фон для различных пейзажей.

В конце XIX и начале XX вв. наблюдалось увлечение разнооб­разными мотивами исторических стилей и эпох (античной, маври­танской, ренессанса). В этот период появляется большое количество общественных садов, скверов и бульваров.

Общественные сады (парки) появились в начале XIX в. и были местами отдыха широких слоев городского населения. Они представляли собой многофункциональ­ные объекты, предназначенные для различных видов отдыха (пас­сивного и активного), и имели четкое функциональное зонирова­ние. В планировочную структуру обществен­ные сады включали различные сооружения: кафе и рестораны, му­зыкальные павильоны, павильоны выставок и аттракционов и др. Композиционным центром их пространства являлись, как правило, водные устройства (водоемы, озера, пруды), которые служили не только украшением пейзажа, но и использовались для катания на лодках и для водного спорта. В ландшафтном оформлении террито­рий применялся разнообразный ассортимент растений, включающий экзоты и цветочные композиции, а также дендрарии и ботанические сады. Для достиже­ния индивидуальности пространства использовалась фауна (пруды были оживлены лебедями, на лужайках разгуливали павлины). Общественные сады имели также систему прогулочных пешеход­ных маршрутов с обозрением лужаек и полян, предназначенных для отдыха — игр, спорта, пикников и др.

Новым типом сада во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. стали усадебные комп­лексы. Они появились на территории России и отлича­лись разнообразием архитектурно-ландшафтных решений. В городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором — курдонером. За домом находился сад. В архитектурно-ландшафтную композицию сада включались пруды или река. Загородные усадьбы имели аналогичную планировку, только к парадному двору вела не улица, а дорога, часто в виде достаточно длинной аллеи. К концу XVIII в. окончательно сформировались приемы ланд­шафтной организации усадьбы. Ее композиционным центром был усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, ого­родами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался пря­моугольным «французским партером», примыкавшим к дому и пе­реходившим в «английский» пейзажный парк.

Решение эстетических задач во все времена было подчинено социальным требованиям общества: каждая об­щественная формация имела свои идеалы, которые находили образ­ное отражение в объектах ландшафтной архитектуры уже на ран­них этапах человеческой цивилизации, включая детальную прора­ботку природных и искусственных элементов среды. Их развитие шло одновремен­но с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скуль­птурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социально­го строя и приспосабливаясь к природе. По­степенно создавались принципы и приемы формирования искусст­венной архитектурной среды с четко выраженными ландшафтными стилевыми направлениями. При этом сформировались два основ­ных стилевых направления — регулярное и пейзажное.

Для регулярного стиля характерны геометрическая сетка плана, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление компози­ционной оси, архитектурно обработанный, террасированный рель­еф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. К регулярному стилевому направлению относят ландшафтные объекты древнего Востока, Греции, Рима, Средневековья и эпохи Возрождения, регулярные французские пар­ки XVII века, сады и парки России конца XVII — первой полови­ны XVIII века.

Пейзажное стилевое направление, в отличие от регулярного, под­черкивает красоту естественной природы. Оно характеризуется сво­бодной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным релье­фом, свободными контурами водоемов, свободно растущими деревь­ями с живописными формами крон. К пейзажному стилевому направлению относят ланд­шафтные объекты Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII века и России XVIII — начала XIX века, садово-парковое искусст­во Европы, Америки, России XIX—XX веков (рис. 3).

В создании современных объектов ландшафтного дизайна исполь­зуют эти два основных стилевых направления в смешанном или в чи­стом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: