Детерминированные выборки

Детерминированная выборка – это выборка, основанная на неких частных предпочтениях или суждениях исследователя, обуславливающих отбор тех или иных элементов.

Для детерминированных выборок оценка вероятности включения любого элемента в выборку невозможна. Поэтому невозможной становится и оценка ошибки выборочного наблюдения. Это не означает, что использование детерминированных выборок всегда менее корректно, чем вероятностных, однако их формирование субъективно и зависит от уровня квалификации, опыта и даже интуиции исследователя. В ряде случаев детерминированные выборки могут давать хорошие оценки характеристик совокупности, однако это во многом обусловлено квалификацией, опытом и интуицией исследователя.

Детерминированные выборки подразделяются на следующие виды:

- нерепрезентативные;

- преднамернные;

- квотные.

Нерепрезентативные выборки подразумевают отбор элементов, которые являются или представляются наиболее доступными исследователю.

Проблема нерепрезентативных выборок заключается в том, что мы не можем быть уверены, что выборки такого рода действительно представляют целевую аудиторию.

Пример. Нерепрезентативными выборками могут быть самовыборки, господствующие при телевизионных опросах.

Во-первых, аудитория того или иного канала, или тем более той или иной телепередачи, отнюдь не является срезом общества.

Во-вторых, наибольшую активность проявляют элементы, для которых поставленный вопрос является актуальным, что совершенно не означает совпадение их мнения с аудиторией передачи, не говоря уже о популяции в целом.

Простое увеличение объема такой выборки не приводит к увеличению достоверности результатов.

Применение нерепрезентативных выборок допускается при поисковом исследовании, когда надо оценить существование проблемы в целом, но совершенно некорректно при поисковом или причинно-следственном (каузальном) исследовании, когда необходимы количественные оценки.

Преднамеренные выборки – классические детерминированные выборки, элементы которых отбираются в соответствии с предпочтениями исследователя.

Пример. Преднамеренной выборкой является углубленный анализ изменчивых сообществ, производимый во многих странах перед выборами. Считается, что некоторые сообщества являются репрезентативными, что подтверждается раннее проведенными выборами. Анализ результатов мнений этих преднамеренно выбранных сообществ определяет в большинстве случаев результаты голосования.

Одним из возможных вариантов преднамеренной выборки является выборка по методу снежного кома, который используется при работе с особыми видами популяций. Успех использования зависит от умения исследователя сформировать начальную выборку, элементы которой обладают требующимися характеристиками, а главное – способны представить информацию о других элементах, обладающих необходимыми характеристиками. Такой метод особенно ценен, когда у вас отсутствует возможность сформировать удовлетворительную основу выборки.

Пример. Например, Вы изучаете предпочтения роллеров по поводу роликовых коньков. Списки владельцев роликовых коньков отсутствуют. В этом случае на первом этапе вы формируете список, доступный Вам, и производите опрос согласно этому списку, предлагая указать известных респонденту других владельцев роликовых коньков. По мере выполнения каждого этапа список владельцев роликовых коньков, доступных для опроса, нарастает подобно снежному кому.

Квотная выборка – детерминированная выборка, отбираемая таким образом, что доля элементов выборки, обладающих определенными характеристиками, примерно соответствует доле таких же элементов в исследуемой популяции.

Пример. Предположим, производится исследование среди студентов различных курсов, и исследователь решил использовать квотную выборку. При выбранном количестве респондентов (например, 100), количество опрашиваемых студентов на каждом курсе определяется пропорционально их общему количеству.

Квотная выборка используется обычно тогда, когда отношения или предпочтения различных групп существенно отличаются, и есть опасения, что отклонение в представительстве различных групп относительно представительства в совокупности приведет к искажению результатов исследования.

Определение объема детерминированных выборок

Слабым местом всех детерминированных выборок является определение их объема. Так как выборочный план задается либо самим исследователем, либо элементом выборки (самовыборка), то говорить об обоснованности объема выборки исходя из требований к точности и достоверности исследования некорректно.

Как правило, объем выборки определяется из предшествующего опыта и колеблется в зависимости от величины популяции (для малых и средних популяций) в пределах 1-5%.

Несмотря на свои недостатки, детерминированные выборки для слаборазвитых рынков с недостаточным информационным обеспечением могут оказаться единственным доступным инструментом маркетинговых исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: