Объектом анализа опасностей является система «человек (Ч) – машина (М) – окружающая среда (С)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объединены технические объекты, люди и окружающая среда, взаимодействующие друг с другом. Основными компонентами такой системы являются человек, машина, среда, а сложные процессы, происходящие между основными компонентами, нуждаются в управлении.
Из принципа иерархичности следует, что система ЧМС является многоуровневой, а при переходе от одного уровня к другому ее компоненты должны претерпевать изменения. Иерархия делит людей как бы на «человека», который формулирует задачу, организует, управляет, и «человека», который совместно с техникой образует компонент «машина», непосредственно осуществляющий замысел. Иначе говоря, человек системы ЧМС более высокого уровня (рис. 2.1.) рассматривает людей и технику системы ЧМС более низкого уровня как единый компонент – своеобразную человеко–машину, предназначенную для выполнения определенных функций.
|
|
Естественно эта сложная система дает сбои, которые понижают надежность всей системы и приводят к риску, то есть вероятности аварии или катастрофы.
Рис. 2.1. Схематичное изображение взаимодействия в системе «человек – машина – среда».
Риск
Каждый объект техносферы должен обладать надежностью. Это свойство выполнять и сохранять во времени заданные ему функции и условия применения, а также технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Надежность системы определяется надежностью самого слабого звена. Наибольшей надежности стараются достичь в космических объектах и на АЭС. При нарушении надежности возникает риск (R)– это отношение числа неблагоприятных последствий (n) к возможному числу всех событий за определенный период (N).
Во всех случаях человек подвержен опасности, но величина этой опасности различна, при этом оценивается возможное число человеческих жертв в течение года.
Пример: определить риск гибели человека на производстве за год, если n=12000 человек, а всего работает N=120000000, то есть 120 млн. человек.
По данным ученых США риск гибели по различным причинам составляет:
Автотранспорт = 3*10-4; Падения = 9*10-5; Пожары и ожоги = 4*10-5;
Утопления = 3*10-5; Отравления = 2*10-5;
Огнестрельные оружие и станочное оборудование = 1*10-5;
Воздушный и водный транспорт = 9*10-6; Электроток и падающие предметы = 6*10-6;
Железнодорожный транспорт = 4*10-6; Ураганы, молния = 4*10-7
Анализ этих данных показывает, что наибольший риск отмечается на автотранспорте (3 человека из 10000 гибнет на нем за год), на железнодорожном транспорте гибнет 4 человека из 1000000 (из миллиона). Тем не менее, мы им пользуемся спокойно и не боимся, а пользоваться воздушным и водным транспортом побаиваемся, хотя на нем гибнет всего 9 человек в год из миллиона пассажиров.
|
|
Второй пример. Ежегодно в нашей стране вследствие несчастных случаев, аварий и других происшествий неестественной смертью погибает около 500 тыс.человек.
Принимая численность населения страны 300 млн.чел., определим риск гибели R жителя страны от опасностей:
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.
Социальный (групповой) - это риск для группы людей.
Таким образом, полная безопасность не гарантирована никому, независимо от образа жизни.