Анализ опасностей

Объектом анализа опасностей является система «человек (Ч) – машина (М) – окружающая среда (С)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объединены технические объекты, люди и окружающая среда, взаимодействующие друг с другом. Основными компонентами такой системы являются человек, машина, среда, а сложные процессы, происходящие между основными компонентами, нуждаются в управлении.

Из принципа иерархичности следует, что система ЧМС является многоуровневой, а при переходе от одного уровня к другому ее компоненты должны претерпевать изменения. Иерархия делит людей как бы на «человека», который формулирует задачу, организует, управляет, и «человека», который совместно с техникой образует компонент «машина», непосредственно осуществляющий замысел. Иначе говоря, человек системы ЧМС более высокого уровня (рис. 2.1.) рассматривает людей и технику системы ЧМС более низкого уровня как единый компонент – своеобразную человеко–машину, предназначенную для выполнения определенных функций.

Естественно эта сложная система дает сбои, которые понижают надежность всей системы и приводят к риску, то есть вероятности аварии или катастрофы.

Рис. 2.1. Схематичное изображение взаимодействия в системе «человек – машина – среда».

Риск

Каждый объект техносферы должен обладать надежностью. Это свойство выполнять и сохранять во времени заданные ему функции и условия применения, а также технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Надежность системы определяется надежностью самого слабого звена. Наибольшей надежности стараются достичь в космических объектах и на АЭС. При нарушении надежности возникает риск (R)– это отношение числа неблагоприятных последствий (n) к возможному числу всех событий за определенный период (N).

Во всех случаях человек подвержен опасности, но величина этой опасности различна, при этом оценивается возможное число человеческих жертв в течение года.

Пример: определить риск гибели человека на производстве за год, если n=12000 человек, а всего работает N=120000000, то есть 120 млн. человек.

По данным ученых США риск гибели по различным причинам составляет:

Автотранспорт = 3*10-4; Падения = 9*10-5; Пожары и ожоги = 4*10-5;

Утопления = 3*10-5; Отравления = 2*10-5;

Огнестрельные оружие и станочное оборудование = 1*10-5;

Воздушный и водный транспорт = 9*10-6; Электроток и падающие предметы = 6*10-6;

Железнодорожный транспорт = 4*10-6; Ураганы, молния = 4*10-7

Анализ этих данных показывает, что наибольший риск отмечается на автотранспорте (3 человека из 10000 гибнет на нем за год), на железнодорожном транспорте гибнет 4 человека из 1000000 (из миллиона). Тем не менее, мы им пользуемся спокойно и не боимся, а пользоваться воздушным и водным транспортом побаиваемся, хотя на нем гибнет всего 9 человек в год из миллиона пассажиров.

Второй пример. Ежегодно в нашей стране вследствие несчастных случаев, аварий и других происшествий неестественной смертью погибает около 500 тыс.человек.

Принимая численность населения страны 300 млн.чел., определим риск гибели R жителя страны от опасностей:

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Социальный (групповой) - это риск для группы людей.

Таким образом, полная безопасность не гарантирована никому, независимо от образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: