Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федера­ции за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности.

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой являет­ся прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная дело­вая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по об­мену товарами или услугами Инициативная самостоя­тельная деятельность лю­дей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получе­ние дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг

Понятие бизнеса отличается от понятия предприни­мательства именно тем, что к бизнесу относится соверше­ние любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно счи­тать предпринимательством, а ту, которая связана с рис­ком, инициативой, предприимчивостью, самостоятель­ностью, ответственностью, активным поиском.

2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объ­екты.

субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперати­вы), государство;

объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-заку­почная, инновационная, кон­сультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

3. Субъекты предпринимательства:

3а. Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, высту­пающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей

3а.1. Признаки юридического лица:

независимость его су­ществования от входящих в его состав отдельных лиц;

наличие имущества;

право приобретать, поль­зоваться и распоряжаться собственностью;

право осуществлять от своего имени экономические операции;

самостоятельная имущественная ответственность;

право выступать от своего имени в суде.

3а.2. Виды юридических лиц:

коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности из­влечение прибыли (пред­приятия связи и транспорта, промышленные и сельско­хозяйственные предприя­тия, организации бытового обслуживания);

некоммерческие – не ставят в качестве основ­ной цели извлечение при­были (финансируемые из различных бюджетов уч­реждения (больницы, шко­лы, институты), потреби­тельские кооперативы, благотворительные фонды).

Отдельными видами деятельности (банковской, стра­ховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.

3б. Физическое лицо – человек, участвующий в эко­номической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собст­венного имени, может зани­маться предпринимательст­вом с момента государствен­ной регистрации в качестве индивидуального предпри­нимателя. Применяются те правила, ко­торые регулируют деятель­ность коммерческих органи­заций

4. Виды предпринимательства:

производствен­ное предпринима­тельство – осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;

коммерческое предприниматель­ство – состоит в операциях и сделках по пере­продаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;

финансовое пред­принимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валю­та, ценные бумаги;

посредническое предприниматель­ство – проявляется в деятельности, соединяю­щей заинтересованные во взаимной сдел­ке стороны;

страховое пред­принимательство – особая форма финансового предпринима­тельства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

5. Формы предпринимательства

По призна­ку объектов предприни­мательства

Малый биз­нес (до 50 человек)

o Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мел­ких частных фирм, которые за­ключают контракт на право пользования фабричной мар­кой крупной фирмы и своей де­ятельности на определенной территории и в определенной форме.

o Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организа­ция, занимающаяся разработ­кой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные пред­приятия делают бизнес на ново­введениях. Они рискуют «прогореть», если новая про­дукция не будет соответство­вать требованиям рынка

Средний биз­нес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему при­ходится конкурировать как с крупным, так и с мелким пред­принимательством, в результа­те чего он либо перерастает в крупный, либо перестает су­ществовать вообще. Исключе­ние составляют лишь фирмы, которые являются монополис­тами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массо­вую продукцию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: