Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
величина долга на душу населения;
отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
|
|
отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
15. Меры по управлению государственным долгом:
Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
Поиск средств для выплаты долга.
Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.