Студент должен:
иметь представление:
– о целерациональном, иррациональном и ценностно-рациональном поведении;
– о традиционном, аффективном и коллективном поведении;
– о социальном контроле и самоконтроле;
знать:
– понятие и элементы социального поведения;
– суть и причины девиантного поведения;
– виды социального контроля;
уметь:
– сравнить между собой виды поведения;
– сопоставить методы формального и неформального социального контроля.
Понятие социального поведения. Элементы социального поведения. Целерациональное и иррациональное поведение. Ценностно-рациональное поведение. Традиционное поведение. Аффективное поведение. Коллективное поведение. Социальное поведение личности.
Суть девиантного (отклоняющегося) поведение. Причины девиантного поведения. Основные подходы к отклоняющемуся поведению: биологический, психологический, социологический. Типы поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.
Социальный контроль и самоконтроль. Виды социального контроля: формальный и неформальный. Методы формального контроля: изоляция, обособление, реабилитация. Методы неформального контроля: социальные вознаграждения, наказание, убеждение, переоценка норм.