Студент должен:
иметь представление:
– о понятии и происхождении социального статуса;
– об утрате равновесия статусов;
– о трех стадиях ролевых функций;
– о ролевом ожидании и ролевом исполнении;
– о ролевом наборе и ролевой системе;
знать:
– виды социальных статусов;
– факторы формирования статусной престижности;
– определение социальной роли;
– основные социальные роли;
уметь:
– сопоставить престижность социального статуса и личный авторитет;
– комментировать проблему ролевого конфликта.
Понятие социального статуса. Происхождение термина «статус». Социальное положение человека в обществе. Виды социальных статусов: предписанный (врожденный) статус и достигаемый (приобретенный) статус. Главный (основной) социальный статус. Престижность социальных статусов. Факторы формирования статусной престижности: реальная полезность функций, выполняемых индивидом; система ценностей, характерных для данного общества. Утрата равновесия статусов. Сопоставление престижности социального статуса и личного авторитета.
Определение социальной роли. Три стадии ролевых функций: имитация (повторение), проигрывание, групповое членство. Ролевое ожидание. Ролевое исполнение. Ролевой набор. Ролевая система. Основные (базисные) социальные роли. Проблема ролевого конфликта.