Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Санкт-Петербургский университет
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Программа
вступительных испытаний по специальностям:
0030501 – юриспруденция; 030505 - правоохранительная деятельность;
030502 – судебная экспертиза; 050711 - социальная педагогика
Санкт-Петербург
Министерство Внутренних Дел
Российской Федерации
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДена
Начальником Санкт-Петербургского
университета МВД России
____________________ 2009 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Программа
вступительных испытаний по специальностям:
0030501 – юриспруденция; 030505 - правоохранительная деятельность;
030502 – судебная экспертиза; 050711 - социальная педагогика
Кафедра конституционного и международного права
Санкт-Петербург
Обществознание: Программа вступительных испытаний по специальностям: 0030501 – юриспруденция; 030505 - правоохранительная деятельность; 030502 – судебная экспертиза; 050711 - социальная педагогика / сост. П.В. Иванов, А.А. Смоляков СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2009. – 29 с.
|
|
Программа вступительных испытаний по курсу «Обществознание» составлена в соответствии с общеобразовательными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (ЕГЭ 2009 года) и в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий подготовленными ФИПИ, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Предназначена для абитуриентов поступающих в Санкт-Петербургский университет МВД России для подготовки к вступительным экзаменам по обществознанию.
Рассмотрена на заседании кафедры конституционного и международного права (протокол №__, от ______09), одобрена на заседаниях методического (протокол №__, от ______09), и ученого (протокол №__, от ______09), советов Санкт-Петербургского университета МВД России (Протокол №___ от «___» __________2009 г.).
Рекомендована для подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам.
Рецензенты:
В.М. Боер, доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ
(Санкт-Петербургский Государственный университет
аэрокосмического приборостроения);
Н.В. Бугель, доктор юридических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
©Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительных испытаний составлена на основе Примерной программы по обществознанию для поступающих в высшие учебные заведения России, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. При ее составлении учитывалась специфика Санкт-Петербургского университета МВД России, осуществляющего подготовку кадров по специальностям: 0030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность; 030502 – судебная экспертиза; 050711 – социальная педагогика.
|
|
При подготовке к вступительному экзамену абитуриентам необходимо пользоваться рекомендованной литературой и нормативными правовыми актами особое внимание уделяя политико-правовой сфере общественных отношений, охватывающей отношения между человеком, обществом и государством, а также основы организации государства, государственной власти и местного самоуправления в России.
К началу экзаменов абитуриенты должны знать:
- важнейшие философские, социологические, политологические, социально-психологические научные положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности, основные пути и способы социально-гуманитарного познания;
уметь:
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки; сложность и противоречивость природы человека, мир человеческого общения, духовную культуру;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, взаимосвязи сфер общественной жизни);
- сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений; сопоставлять различные научные подходы, различать в социальной информации факты и мнения; различные суждения о социальных объектах с точки зрения научных знаний;
- осуществлять анализ, собственную интерпретацию и собственную оценку информации из оригинальных текстов (носителей социальной информации), представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить информацию из одной знаковой системы в другую и классифицировать ее;
- готовить рефераты, рецензии, краткие сообщения, разрабатывать исследовательские проекты по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач, отражающих проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- в процессе выполнения типичных социальных ролей;
- для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
- для выработки собственной политической позиции;
- при оценке общественных изменений с точки зрения демократических и гуманитарных ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- в процессе самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
- для критической оценки материалов СМИ;
- для нравственной оценки определенных социальных действий;
- для ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях профессионального образования;
- в процессе осуществления индивидуальных и групповых учебных исследований;
- для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем |
Общество как социальная система | |
Человек в системе социальных отношений | |
Познание и социальное познание | |
Духовная жизнь общества | |
Экономическая сфера жизни общества | |
Социальные отношения | |
Политика и политическая система общества | |
Право и его роль в жизни общества |
Содержание программы
|
|