Средневековая философия

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма (2-14в.в.). Развитие средневековой философии связано с христианством. Христианство возникло в 1 в. н.э. в низах римской империи. Христианство - это угнетенных низов, поэтому естественно христианство преследовалось на протяжении ряда столетий. Официальной религией Римской империи было язычество (религия признающая многобожье). Христианство же является монотеистической религией и межнациональным учением. Развитие средневековой философии это борьба языческой и христианской культуры. Философия это закономерный продукт разложения рабовладельческого общества и возникновения феодального общества. С 4-го века начинается процесс превращения христианства в официальную религию. Здесь следует упомянуть Миланский эдикт императора Константина 313г. и Никейский собор 325г. Согласно этому эдикту было провозглашено равноправие всех религий. Христианам предоставлялась полное вероисповедание.

История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - patris - отец. Представителями являлись: Василий Великий, Григорий Богослов, Ориген, Августин Блаженный. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.

Схоластика - школьная философия. Она изучалась с 12в. в университетах. Представителями были: Иоанн Дамаскин, Росцелин, Фома Аквинский. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.

Христианский бог являлся абсолютным началом. Бог - всемогущ; он сотворил мир, человека, природу и т.д; всеведущ (знает все что происходит в мире); всеблаг (то что делает бог является благом).

В центре размышлений средневековой философии стоит бог – поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

- Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально-экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название: креационизм.

- Проблема веры и разума религии и философии. Вера - убежденность, доверие; понятие вера шире понятие вера в бога. Разум - это способность человека к логическим аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в результате логических рассуждений. Тем не менее религия тоже использует логику в своих теоретических построениях, а философия принимает некие изначальные положения (аксиомы) на веру. Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно:

1) Тертуллиан (160-220г.г.) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту - теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно. Он писал - "Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес, это верно потому, что это невозможно." Одним словом Тертуллиан провозглашает несовместимость разума и веры.

2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.

3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.

- Проблема гносеологии - теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:

ü Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.

ü Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия: чувственное (познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение (суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин - библия.)

- Проблема Теодицеи (оправдания бога). Перед христианскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире как такого не существует, существует лишь добро, а зло лишь недостаток добра.

- Проблема доказательства существования бога.

Существует множество доказательств существования бога. Согласно Августину все народы мира имеют представления о боге, как неком совершенстве. Стало быть бог существует. В основе такого доказательства лежит принцип тождества мышления и бытия. Такое доказательство получило название онтологического - онтология учение о бытие.

Реализм – реальны общие понятия, общие начала. Иоган Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номиналисты отрицают существование этих понятий (понятия общего). Реальным существованием обладают только единичные вещи. Росцеллин, Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: