Ход урока
Актуализация знаний с последующей мотивацией.
1) Учитель:
- Предлагаю решить логические задачи в группах. (деление класса на 3 группы)
1 группа. Валя и Наташа учатся в одном классе.“Я всегда захожу в четвёртый кабинет от начала коридора”, - сказала Наташа. “А я захожу в четвёртый кабинет от его конца”, - сказала Валя. Ск. кл. комнат на этом этаже? (7 комнат.)
2 группа. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Каково отчество Васиной мамы? (Семёновна)
3 группа. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 минуты)
(выслушивается и оценивается работа всех групп)
2) Учитель:
- Посмотрите на следующее задание.
- Что можете сказать про эту запись? 20, 12, 11. (Слайд 2)
Высказывания детей:
- Это числа. Их три. Все они натуральные.
Здесь есть чётные и нечётные числа. Они двузначные. Числа записаны в порядке убывания.
... и т.д.
Учитель:
- Какое задание вы бы предложили своим одноклассникам, используя данные числа?
|
|
Высказывания детей:
- Найти лишнее число.
- Разделить числа на группы и дополнить эти группы своими числами.
- Расположить числа в порядке возрастания.
- Найти сумму (разность) этих чисел.
- Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых....и т.д.
Учитель:
- А кто из вас внимательный? Есть ли какая-то связь этих чисел с сегодняшним днём?
Высказывания детей:
- Это дата: 20 декабря 2011 год.
Учитель: - Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Математи-ческий диктант.
Учитель:
- А сейчас проведём зарядку для ума – математический диктант. В тетрадях записываем только значение выражений... (диктант)
Учитель:
- Обменяемся тетрадями и проверим друг друга по образцу. (Слайд №3.)
15, 56, 54, 2, 49, 74, 79, 6, 100, 66
Учитель:
- Встаньте те ребята, которые не допустили ни одной ошибки. - Молодцы.
- Какие знания вам были нужны при выполнении диктанта?
Высказывания детей:
- Знание компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, таблицы умножения, деления, сложения, вычитания.Умение понимать задание и правильно выполнять действия с числами.... и т.д.
Учитель: - Молодцы! Спасибо за старание.
Учитель:
- Представьте три наименьших числа, из записанных нами чисел в виде суммы одинаковых слагаемых. Запишите результаты в тетради.
Высказывания детей:
· 2=1+1
· 6=3+3
· 6=2+2+2
· 6=1+1+1+1+1+1
· 15=5+5+5
· 15=3+3+3+3+3
· 15=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1
Учитель:
- Представьте каждое из этих чисел в виде произведения двух множителей.
Высказывания детей: (получить разные записи)
· 2=1*2
· 2=2*1
· 6=2*3
· 6=3*2
· 6=6*1
· 6=1*6
· 15=5*3
· 15=3*5
· 15=15*1
· 15=1*15
|
|
Учитель:
- Как вы думаете, для чего нам нужны знания таблицы умножения?
- Когда ею можно заменить сложение?
Высказывания детей:
(о связи сложения с умножением)
Учитель:
- Да, сегодня нам эти знания очень пригодятся.
- Мы для себя откроем ещё одну связь между сложением и умножением.
Постановка проблемы в актуализации знаний.
Учитель: - Что записано?
А) (3+5)*3...
3*3+5*3
Б) (4+2)*2...
4*2+2*2
- Выражения.
Учитель:
- Сравните выражения каждой пары.
- Чем похожи выражения каждой пары?
Высказывания детей:
- Использованы одни и те же числа.
- И там, и там встречается умножение и сложение.
- Выражение решается в несколько действий.
Учитель:
- Чем они отличаются?
Высказывания детей:
- Наличием скобок. Количеством действий.
- Порядком действий.
Учитель:
- Попробуйте, опираясь на свои знания, найти значения выражений.
- Что интересного заметили?
- В чём особенность получившихся значений?
Высказывания детей:
- Одинаковый результат.
Учитель:
- Попытайтесь сформулировать вывод, почему значения записанных выражений одинаковы?
Высказывания детей:
- Вывод: в первой паре мы сумму чисел умножали на число, во второй паре мы находили значение суммы, где каждое слагаемое дано в виде произведения чисел. Найдя значения выражений, мы увидели, что они равны между собой.
Учитель:
-Давайте сформулируем наше новое знание.
Высказывания детей:
- Вывод: при умножении суммы на число значение выражения не изменится, если умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
Учитель:
- Откройте учебник на стр.93. (Слайд 5)
- Прочитаем утверждение, которое здесь записано.
Учитель:
- Сравните данное утверждение с тем, которое мы сделали сами. (Высказывания детей)
Учитель:
- Какое открытие сделали?
Высказывания детей:
- Узнали новое свойство действий – распределительное свойство умножения относительно сложения.