Инструментальные концепты этносоциологии

Стереотип. Этнический стереотип

Понятие «стереотипа» было введено в научный оборот социологом Уолтером Липманом. Сам Липман дает такое определение: «Стереотип – это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окр. мира, основанный на предшествующем соц. опыте». Общество мыслит стереотипами, т.е. представлениями, которые часто конфликтуют с развертывающимися внутри и вне общества процессами. Но сплошь и рядом стереотипы оказываются сильнее, чем данные прямого опыта, так как, будучи помещенными в сознание, они обрабатываются снова в согласии с уже сложившимися стереотипами. Все, что противоречит этим стереотипам, отбрасывается или перетолковывается.

На уровне этноса стереотипы будут самыми устойчивыми и жесткими; все новое отбрасывается или игнорируется.

На уровне народа структура стереотипов усложняется и создается поле (собственно история), где новое допускается. Хотя снова это новое толкуется чаще всего с опорой на стереотипы.

Нация ставит своей целью вырабатывать стереотипы искусственно и рационально. Создание стереотипов и их внедрение в обществе составляет сферу идеологии, политики и пропаганды.

Гражданское общество стремится перевести стереотипы с коллективного уровня на индивидуальный.

Глобальное общество предполагает полную ликвидацию коллективных стереотипов.

Постобщество (и это является важнейшей программой постмодернизма) мыслится как такая среда, в которой стереотипы будут подвергнуты декомпозиции даже на индивидуальном уровне.

Стереотип можно разделить на две составляющие – автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип – это система стереотипов группы относительно самой себя. Гетеростереотип – система представлений этой же группы о других группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: