Людвиг Гумплович: борьба этносов

Польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) является ключевой фигурой по ряду причин.

1. он ввел термин «этносоциология» и положил начало развитию этой дисциплины.

2. предложил рассматривать этносы в качестве главной движущей силы истор. процесса и основы социальности как таковой, совместив, таким образом, этнологический подход с социологическим.

3. развил и обосновал идею происхождения государства из факта завоевания одним этносом (преимущественно кочевым) другого (преимущественно оседлого или охотничьего), создав «теорию наложения». Гумплович исходит при этом из принципа изначальной множественности архаических этносов (примитивных орд), которые располагаются на определенном расстоянии друг от друга, и когда это расстояние сокращается, приходят в соприкосновение и кладут тем самым начало социальной дифференциации. Чаще всего это выражается в создании государства и иерархизированного общества, в котором выделяются элиты и массы.

Государство есть продукт этнических процессов и представляет собой изначально форму организации господства этнического меньшинства над этническим большинством. Здесь он видит истоки семьи, права, собственности и т.д.

Гумплович показывает, что частное право и государственное право имеют разную природу: частное право ограничивает массы, а государственное право представляет собой факт силового присутствия государств.

4. Гумплович предвосхитил Э. Геллнера в том, что он рассматривает нацию (в политическом понимании) как искусственную конструкцию государства, не связанную ни с этническим происхождением, ни с языком.

В своих работах он устойчиво употребляет термин «раса», но имеет под ней не биологическое, а культурное и соц. понятие, то есть собственно «этнос». «Расу» (в смысле этноса) он противопоставляет гос-ву как форме политической организации, где борьба этносов переходит в противостояние элит и масс, то есть становится внутренним противоречием, и нации как одному из искусственных созданий государства. Под столкновениями «рас» Гумплович понимает не борьбу «белой расы» с «черной», «нордической» со «средиземноморской» и т.п., но столкновение различных этносов и ничего больше.

Людвиг Гумплович видит движущую силу общ-ва в «борьбе этносов», которая на опр. этапе переходит из области внешней (столкновение 2 племен как 2 обществ) в область внутреннюю (противоречия м/у господствующ. классом и основным населением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: