Принятие Киевской Русью православия по времени почти совпадает с созданием самого государства и является важнейшим импульсом для возникновения древнерусского народа. Православная религия становится основной государственной идеей и осью официального мировоззрения. Тем самым укрепляется общая идентичность народа и его государственность. По цивилизационному признаку Древняя Русь относится к зоне византийской цивилизации.
Позже, после падения Константинополя под натиском турок, функции ядра православного мира берет на себя Московская Русь, что выражается в теории «Москвы – Третьего Рима». Русский народ достигает кульминации осознания своего места в истории, воспринимает себя как народ-богоносец, а Русь как Святую Русь, наделенную особой эсхатологической миссией. Само существование независимой православной государственности осознается как признак «избранничества». Идентичность русского народа именно как народа, как исторической общности, доходит до своего апогея.
|
|
Протестантизм
Протестантизм стал формой исторического самовыражения немецкого народа, который сложился позже других народов Европы на основе нескольких германских этносов и слабых, зависимых феодальных государств. Также он оказал большое влияние на появление швейцарской конфедерации, построенной на протестантских основаниях. Но протестантизм представляет собой религиозный феномен, находящийся на границе с Новым временем, когда началось формирование новой формы обществ – нации как второй производной от этноса.
Ислам и халифат
Исламские завоевания – яркий пример того, как народ, арабский народ, по сути, искусственно созданный Мухаммедом, – приводит в движение половину мира, создавая государство и цивилизацию под эгидой религии. Здесь мы видим в центре фигуру пророка, самого Мухаммеда. Более того, специфика исламского монотеизма состоит в том, что в этой религии вообще отсутствует жречество. Есть только пророк и верующие, следующие за ним и поклоняющиеся «трансцендентному Богу», о котором он возвещает.
Народ здесь, как и в случае древних евреев, формируется вокруг религии, но в отличие от евреев, выражает свое историческое явление в молниеносном создании гигантской империи -- исламского халифата.
Цивилизация и ее структура