Вопрос 1. Теория насилия о происхождении государства и права

Теория насилия по вопросу о происхождении государства. В логически завершенном виде возникла в XIX в., основные представители: Дюринг, Гумпилович, Каутский. Е.Дюринг утверждал, что насилие одной части первобытного общества над другой - это тот первичный фактор, порождающий государство (внутреннее насилие). Л. Гумплович, К. Каутский – внешнее насиль­ственное порабощение одних другими и является определяющим фактором возникновения государства. Л. Гумплович исходил из того, что человек является стадным существом, которое всегда руководствуется мнением своего сообщества. Стремление к выживанию, приспособлению, увеличению благополучия и расширение влияния своего рода (сообщества) – это основа войны, эксплуатации, происхождения государства, расширения территорий влияния, имущественное и социальное расслоение населения. Он утверж­дал, что государства всегда основывались более сильной расой, причем государственная власть всегда находится в руках меньшинства. К. Каутский - государство возникает как аппарат принуждения, власть победителей над побежденными, классы появляются не до возникновения государства (как считает марксизм), а после его создания.

Государство возникло в силу причин военно-политического характера (насилия, завоевания, порабощения одних племен другими). Для подавления порабощенных, стабилизации управления завоеванными народами и территориями принимаются законы, создается аппарат при­нуждения, которым стало государство и государственная власть. По мнению представителей данной доктрины, насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Конечно, военно-политические факторы в образо­вании государственности полностью отвергать нельзя элементы насилия сопровож­дали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского), но важно отметить, что степень влияния оказанного насилия на образование государств оказалась разной и в ряде регионов иг­рали в основном второстепенную роль, уступая приоритет со­циально-экономическим факторам. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве сопутствующей причины возникновения государства наряду с иными.

Отдельно стоит сказать о Ницше Ф. критикующего лживые порядки в обществе выдаваемые за истину (работы: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Нет равенства, нет права – они исчерпали себя. В основе порядка лежит приказание и вынуждение. Человек не цель, а средство на пути к сверхчеловеку и прогрессу общества. Государство – холодное чудовище, которое лжет на всех языках. Демократизация ведет к кровосмешательству (господ и рабов). Отвергает доброту за отсутствие созидательного начала, христианство за сострадание к слабым, поскольку оно разрушает «почву» для формирования сверхчеловека. Любая война священна, она позволяет определить лидера и осуществить прогресс (долгого мира не должно быть).

Недостатки: не учитываются индивидуальные эволюционные процессы общества, государство не итог внутреннего разви­тия общества, а навязанная ему извне сила.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: