Вопрос 2. Либертарно-юридическая типология государства и права

Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Теоретически значимых типологий может быть столько, сколько теоретически значимых понятий (концепций) права и государства существует. Каждая из концепций, например, происхождения государства и права подразумевает определенный, отличный от другой концепции смысл и сущность, закладываемые в право и государство. Не умаляя значения различных, часто противоречивых теоретических концепций, стоит отметить, что необходимо стремиться к единому пониманию государства и права.

Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства различает основные исторические формы признания, организации свободы людей, выражающие этапы прогрессивного развития общества. Принципиальное зна­чение имеет критерий, определяющий специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти). Основные типы права и государства: этнический, сословный, индивидуальный, гуманитарно-право­вой, унификационный. Они представляют собой исторически сменявшие друг дру­га формы и ступени прогресса в развитии свободы от древности до современности. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе.

Этнический тип государства и права. В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию.

Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа.

Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. В Росси в 1861 г отменили крепостное право, дали свободу крестьянам, но что делать со свободой крестьяне не знали. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма, преодоления сословного деления и в результате обособления сфер частно-правовой и публично-правовой жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство.

Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил но­вый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза. Унификация проявляется в том, что объем прав и обязанностей граждан соответствующих государств, входящих в Евросоюз приобретает универсальный вид. Например, в Евросоюзе функционируют единая валюта, потребительские стандарты, политика, парламент, законодательство и др. К этому типу государства можно будет отнести и ЕвраЗЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия) если у нас будут признаки объединенной государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: