Сравнительно новый метод диагностики в нашей школе – тестирование, которое зачастую понимается как опросник с множественным выбором ответов и примитивным подсчетом очков. Между тем дидактический тест это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
Отношение к тестам, как в России, так и в странах, где имеется давняя традиция тестирования, неоднозначно. Одни считают тестирование наиболее эффективным методом выявления соответствия видов и содержания деятельности, освоенных в процессе обучения, требованиям образовательного стандарта, другие придерживаются противоположной точки зрения. Хотя ни одна страна мира не может сравниться с США по широте использования тестовых технологий, в документе, опубликованном Американской ассоциацией развития науки, содержится призыв покончить со стандартизированным тестированием и перейти к оценке достижений школьников через защиту ими исследовательских проектов.
Различают тесты, ориентированные на норму, в них результат сравнивается со средним результатом, который принят за норму; и критериально-ориентированные тесты, когда индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями, они наиболее распространены в настоящее время.
В зависимости от целей применения различают три типа тестов: а) прогностические, проводятся с целью отбора учащихся в классы, группы разных направлений; б) диагностические, предназначены для сбора информации об успешности ученика в освоении учебных программ; в) ориентированные на обратную связь, они снабжают ученика информацией о том, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.
Тест как измерительный инструмент должен максимально отвечать принципам сопоставления, объективности, надежности и валидности измерений. Поэтому он должен составляться специалистами, пройти обработку и интерпретацию и быть приемлемым для применения в практике.
- валидности (от лат. validus - обоснованный, соответствующий действительности, пригодный), требующей, чтобы в ходе диагностики измерялось именно то, что хотят проверить (знание фактов, понимание теории, уровень сформированности умений и навыков и пр.);
- надежности, определяющей уровень устойчивости результатов, их повторяемость во время дополнительных измерений в одинаковых условиях;
- объективности, заключающейся в том, что условия и результаты измерений не зависят от личности проверяющего
По форме предъявления тесты делятся на следующие виды:
1. Тест напоминания, когда учащийся должен при ответе на вопрос привести какой-либо факт. Такой тест подходит, в основном, для проверки фактических знаний. Правила его составления: 1) задание должно формулироваться в виде прямого вопроса; 2) должно быть простым; 3) предусмотренный ответ должен быть кратким; 4) ответ должен быть однозначным (т.е. на вопрос может быть только один правильный ответ).
2. Тест с пробелами (тест дополнения). В предложении оставляют место, отмеченное точками, куда вписывается пропущенное слово или число. Правила составления: 1) вопросы не могут быть неопределенными; 2) пробелы не должны искажать смысл предложения; 3) пропущенное слово является существенным; 4) возможен только однозначный ответ; 5) ответ должен быть кратким.
3. Альтернативный тест, где учащийся должен решить, правильно или неправильно какое-либо утверждение. Правила его составления: 1) нельзя пользоваться словами, которые подсказывают ответ; 2) правильные и неправильные предложения должны идти вразброс, чтобы в их порядке не было закономерностей; 3) предложение должно быть явно правильное или неправильное; 4) предложение должно быть точно сформулировано.
4. Выборочный тест, в ходе которого из нескольких ответов надо выбрать правильный. Правила составления: 1) число вариантов должно быть не менее четырех; 2) правильные ответы должны находиться на любом месте; 3) правильный ответ не должен быть намного достовернее других, а неправильный слишком абсурдным; 4) все варианты должны быть в одной и той же грамматической форме.
5. Тест сличения, представляет собой связанные между собой данные, находящиеся в двух столбиках, которые относятся друг к другу по содержанию. Правила составления: 1) во втором столбике должно быть данных на два или три больше, чем в первом; 2) возможности выбора не должны быть слишком легкими; 3) один столбец должен состоять из предложений, другой из слов; 4) в тесте должно быть от 5 до 15 заданий; 5) сопоставляемые данные должны находиться на одной странице.
6. Тест, требующий расположения называемых предметов по порядку. Предлагается какое-либо количество явлений, величин и других наименований, которые надо расположить в порядке увеличения или уменьшения. При составлении теста не рекомендуется использовать более 7 наименований.
7. Комбинированный тест, содержащий вопросы разных.
Задания тестов, в соответствии с целями обучения делятся на: 1) задания проверяющие знание фактов, понятий, законов, теорий; 2) задания на проверку умений выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний; 3) задания на проверку умений давать самостоятельную оценку изученного; 4) задания на проверку умений самостоятельно применять знаний в новой ситуации [20, С.335].
Обобщенная характеристика сильных и слабых сторон дидактического теста приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Положительные и отрицательные черты метода тестовой диагностики
Положительные черты | Отрицательные черты |
- Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов. - Возможность обеспечения стандартизации условий измерения. - Достаточно высокий уровень надежности. - Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся). - Возможность обеспечить валидность измерений. - Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки. | - Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов. - Ограничивают ответы учащихся, не учитывают их индивидуальности. - Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ: случайно или путем логических рассуждений). - Значительные затраты времени на первичную подготовку качественных материалов для проведения измерений. - Не дает информации о взглядах, убеждениях учащихся. |
Использование компьютера вывело тестирование на качественно новый уровень, расширило сферу его применения. Как один из самых надежных инструментов получения педагогической информации, компьютерное тестированиеможет органично войти в обучающую среду мультимедиа комплексов. Компьютерное тестированиепозволяет: контролировать знания, умения и навыки на всех стадиях обучения; диагностировать и прогнозировать ошибки; на основе диагностики не только направлять, но и организовывать учебную деятельность учащегося, работающего в учебном информационном пространстве.
Кроме того, в обучающей части курса учащийся получает возможность работать с заданиями в нескольких режимах:
• в режиме контроля,т.е. выполнить упражнение (например, заполнить все пропуски в диктанте), увидеть оценку своей работы и уже после этого обратиться к теории или просмотреть комментарий к тем фрагментам текста, в которых выделены ошибки;
• в режиме самоконтроля,т.е. выполнить упражнение, но до подтверждения ответа просмотреть комментарий к тем единицам информации, которые вызывают сомнения, затем исправить ошибки и только после этого нажать клавишу «Готово»;
• в режиме комментария,т.е. до выполнения упражнения активизировать поле комментария, а затем, подводя указатель к каждой контрольной позиции, знакомиться с комментарием и только после этого принимать решение.
Выбор вариантов помощи и режима работы с заданиями зависит не только от степени уверенности учащегося в своих знаниях, но и от его личностных особенностей.
Таким образом, помимо традиционной оценочной функции, компьютерное тестирование может взять на себя и ряд дополнительных функций - диагностическую, обучающую, корректирующую, развивающую и прогностическую.
Как видим, при всех достоинствах тестирования, оно, как и другие методы диагностики не лишено недостатков, поэтому необходимо их разумное сочетание.
Классификация тестов по усвоению уровня знаний.:
Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта (опознание, различие, классификация) В тестах первого уровня осуществляется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как ответ содержится в самом задании.
В тесты второго уровня включается специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизводить информацию об изучаемых учебных элементах без помощи и подсказки извне. Наиболее простыми являются тесты- подстановки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста.
Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике. Решение задачи третьего уровня состоит, по существу, в сведении ее к типовой задачи путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для создания тестов третьего уровня могут служить задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Количество существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону.